Поиск сильных решений в бизнесе |
Страница 18 из 68 Возникает следующий вопрос: после изучения ТРИЗа Вы не обнаруживали в Ваших решениях по совершенно различным вопросам неявно запрятанных тризовских инструментов мышления? Я, естественно, имею в виду не железячки (таблицы физэффектов всякие), а общесистемные инструменты - ИКР, методы разрешения противоречий... Чем фирма хуже турбонасоса, почему к ней не приложимо системное мышление (осознанно вы его применяете или нет)? Конечно, осознанно. И обнаруживал в решениях много чего, правда, задним числом, это в любом сильном решении можно, при желании, найти. После знакомства с ТРИЗом я понял, что я умею, в отличие от других людей. Кстати, Сергей Горин (известный НЛПист) рассказывал мне, что когда он познакомился с НЛП, он также узнал о том, КАК он делает, то, что он УЖЕ умел. Но тут есть другая проблема. Попытка пойти по пути передачи технологии, а не развития такой способности – это ошибка. Тот же Генрих Саулович решение технической задачи видел практически мгновенно, а объяснял, как его найти по шагам алгоритма. И это, как раз – НЕПРАВИЛЬНО! Нужно было учить тому, что умел сам. Нужно развивать способность находить ответ непосредственно или самой способности к коммуникации, а не учить техникам НЛП или ТРИЗа. Сейчас я вообще скажу еретическую вещь. Нужно учить тому, как видеть ответ сразу, без фазы логического мышления. Без обдумывания. Не нужно было создавать ТРИЗ или НЛП, а нужно было учить этой способности. Тогда была бы передача умения из рук в руки, но передача действительно бы была, а сейчас есть только иллюзия передачи. НЛПисты рассылке ругаются последними словами, вместо того, чтобы демонстрировать эффективную коммуникацию, а ТРИЗовцы демонстрируют самый несмелый тип поведения в социуме среди всех категорий населения и предпочитают опираться исключительно на социумные шаблоны в нормальной жизненной ситуации. Тот же Г.С. Альтшуллер, например, нашел индивидуальное решение в свой жизни. Так как, и я его прекрасно понимаю, ходить на работу для него было выше его сил, он стал писателем-фантастом, и зарабатывал на этом деньги в советское время, и имел тот образ жизни, который хотел. (Мне кажется, с точки зрения обучения его фантастические произведения полезней книг о ТРИЗе, по крайней мере, меня они больше вдохновляли. Обратили внимание на идею по подготовке Универсалов? Под видом ПРОСТО фантастики?) А ТРИЗовцы не могут показать примеры решений проблем в собственной жизни. Они специалисты в худшем смысле этого слова. Кстати, интересно посмотреть, как они скачут из одной крайности в другую по поводу применения ТРИЗа. В начале разговора они обычно утверждают, что знающие ТРИЗ более творческие личности и у них больше развито воображение и меньше психинерция, а как только предлагаешь применить эти их способности в решении известных жизненных проблем, они берут за пуговицу и доверительно говорят, что ТРИЗ, вообше-то, изначально разрабатывался для технических система и именно там его и надо применять. А системное мышление, по прежнему, встречается так же редко, применяя сказанную кем-то метафору, как танцы лошадей. И не обладают, знающие ТРИЗ, системным мышлением. Системное мышление в частности предполагает целостный взгляд на мир и учет всех факторов (универсализм), а типичный ТРИЗовец беспомощен и в вопросах внедрения и перед самым маленьким чиновником, да и в вопросах управления, и … можно еще долго перечислять. Поэтому он и убегает в нишу чистых алгоритмов и чистого бумаготворчества. Вот так коротенько, минут на сорок , я попытался ответить на Ваш вопрос. Все, что вы пишете о программерах-кодерах, совершенно верно, с одним только "но". Обучая программера программированию, его обучают программированию и все. Обучая тризовца ТРИЗу, ему очень неплохо ставят системное мышление, которое он может применять где угодно, а не только для усовершенствования мясорубок и изобретения ледоколов. Программистов, кстати, учат СИСТЕМНОМУ программированию, и я помню свое бессилие, когда пытался добиться от программиста, чтобы он писал системно. Типичный программист старается написать такой код, чтобы кроме него самого в этом коде никто не мог разобраться. А те, кто пишут системно и по другому просто НЕ МОГУТ, очень быстро перестают сами кодировать и идут на повышение. Вот такая диалектика. А то, что у ТРИЗовцев ставят системное мышление, это только благое намерение. Еще раз повторю, что системный подход и холистический подход – это практически одно и тоже, и если человек сознательно игнорирует какие-то стороны реальной жизни, то никакого системного подхода у него нет. Это похоже на все вообще наше высшее образование. 90% получаемых знаний - мусор, который вылетает из головы вместе со счастливым вздохом после сессии. Но! На материале этого мусора человек оттачивает мозги, а отточенные мозги - продукт очень дорогой и полезный. Вот тут я БУДУ спорить!!! Не загружал я свои мозги мусором, никогда не загружал и поэтому они еще нормальные. Но я видел множество людей, которые, дотренировали на мусоре свои мозги до полной непригодности решить банальные проблемы в этой жизни. Таков, кстати, типичный старательный и исполнительный выпускник ВУЗа. Троечники обычно устраиваются в жизни лучше, так как они хоть на экзаменах, зачетах, контрольных работах тренируют свою смекалку и способность выкручиваться, а старательные берут только памятью. И когда у них после выпуска из института возникает проблема, а в памяти готового решения нет, то на предложение подумать, у них реакция – ступор или агрессия. |
« Пред. | След. » |
---|