Основы менеджмента |
Страница 102 из 238 СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта — эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных конторах, разных городах и даже в разных штатах и странах. Последние нововведения в системах телефонной связи позволяют одному человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видеоконференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и в разных странах, обсуждают всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо. Резюме 1. Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия. 2. Коммуникация — это обмен информацией между людьми. 3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или группы. Существуют также слухи — как неформальная информационная система. 4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель. 5. Этапы процесса — разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка. 6. Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не понята переданная информация, помогает преодолеть шум. 7. Шум в информационной системе — это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий. 8. Различия в восприятии распространенной преградой на пути обмена информацией, поскольку люди реагируют только на то, что воспринимают. Если у них разные системы ценностей и предпочтений, они, скорее всего, будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному. 9. Семантические расхождения, т.е. несовпадение способов использования слов и их значений, являются распространенной помехой в информационных обменах с использованием слов как символов. 10. Невербальные сигналы могут затруднять коммуникацию, если они вступают в противоречие со значением слов. 11. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену информацией. 12. Руководитель может повысить эффективность межличностных обменов, проясняя идеи до того, как сообщать их, учитывая возможные различия — семантики и восприятия, — представляя значение языка поз, жестов и интонаций, используя эмпатию и поощряя формирование обратной связи. 13. Распространенными препятствиями на путях обмена информацией в организациях служат фильтрация плохих новостей подчиненными, перегрузка информационной сети и неудовлетворительная структура организации. 14. Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы обратной связя, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывая системы сбора предложений, печатая материалы информативного характера для использования внутри организации и применяя достижения современной информационной технологии. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Приведите несколько примеров обмена информацией в организации. 2. Кратко объясните сущность четырех основных элементов процеса обмена информацией. 3. Каково значение обратной связи и информационного шума в коммуникационном процессе? 4. Объясните каждый этап коммуникационного процесса по упрощенной модели, приведенной в данной главе. 5. Какова взаимосвязь между восприятием и обменом информацией? 6. Опишите препятствия на путях межличностного информационного обмена. 7. Опишите методы, которыми могут воспользоваться руководители для совершенствования своих межличностных информационных контактов. 8. Рассмотрите 10 наставлений по эффективному слушанию, предложенных Китом Дэвисом в примере 6.3. 9. Какие преграды возникают на путях обмена информацией в организации? 10. Опишите некоторые методы, с помощью которых руководители могут повысить эффективность обмена информацией в организации. |
« Пред. | След. » |
---|