Главная arrow Работа и Карьера arrow Корпоративная культура
Корпоративная культура

Корпоративная культура

Корпоративная культура — ключевой фактор, определяющий успех и стабильность компании. Она связывает сотрудников воедино, повышает лояльность персонала к компании, увеличивает производительность труда. Корпоративная культура — один из наиболее эффективных инструментов управления организацией и всеми бизнес-процессами в целом.

Определение и цель

Корпоративная культура идентифицирует каждого игрока рынка, повышает эффективность и укрепляет стабильность компании, формирует стиль управления командой, определяет отношение сотрудников к работе и их удовлетворенность ею, выстраивает общение в коллективе и взаимоотношения с клиентами и партнерами. Корпоративная культура является действенным инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед.

Традиционно под корпоративной культурой понимается система общих идей, ценностей и взглядов, норм и методов управления, разделяемых всеми членами компании, а также отражающих и отличающих компанию. Но у этого понятия есть и множество других определений. О некоторых из них представители компаний рассказали порталу Rabota.ru.

«Корпоративная культура — это система координат, которая помогает сотрудникам выстраивать свое поведение как внутри компании, так и вне ее. Это то, что нас объединяет, — ценности, философия бизнеса, которая включает в себя миссию, видение, генеральную цель. Это атмосфера, которая складывается внутри коллектива, правила, которые новичок должен усвоить, чтобы быть принятым в команду, нормы и традиции, которые появляются со временем в коллективе», — рассказывает Ирина Зуева, руководитель службы по связям с общественностью корпорации «Эконика».

«Корпоративная культура — это дух компании, это как характер человека. Она уникальна, она может как притягивать, так и отталкивать людей, может кому-то нравиться, а кому-то категорически не подходить. Но она — именно то, что делает безликую компанию уникальной Компанией», — говорит Евгения Каганович, HR-директор холдинга «МИЭЛЬ».

«Нам кажется, что ближе всего к сути определение Эдгара Шейна: “Корпоративная культура — это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации, внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный”.

Звучит громоздко, но точнее не скажешь. Корпоративная культура возникает и поддерживается ради максимально эффективного достижения целей компании, реализации ее миссии. А что еще может больше этому поспособствовать, как не внутренняя интеграция всех ее сотрудников при адаптации к окружающим внешним условиям?» — рассуждает Игорь Ядрошников, пресс-секретарь сети супермаркетов «Азбука Вкуса».

Формирование и развитие

Современный бизнес немыслим без корпоративной культуры. Формирование этого инструмента способно повысить эффективность деятельности всей компании в целом. Однако далеко не все руководители порой имеют четкое представление о том, как должна зарождаться корпоративная «философия», из чего должна состоять, каким образом должен формироваться и поддерживаться данный элемент системы управления персоналом.

Татьяна Первушина, менеджер по подбору персонала ООО «ТрансКонсалтингГрупп», рассказала, что зарождение и создание новой культуры является базой для будущего развития компании. По мнению эксперта, корпоративную культуру необходимо выстраивать с самых ее основ — с ценностей. А в уже сложившейся культуре необходимо понять, что соответствует целям, ценностям и стратегии компании, а чему необходима корректировка.

Ирина Крутских, генеральной директор консалтинговой компании «ТРИУМФ», отметила, что корпоративная культура в компании может складываться и вовсе стихийно, без целенаправленного воздействия руководства компании и сотрудников отдела по управлению персоналом.

По словам Татьяны Первушиной, о стабилизации корпоративной культуры можно говорить только тогда, когда этой культуры придерживается подавляющее большинство сотрудников, а также в том случае, когда она становится наиболее органичной средой существования и развития компании в целом.

«В эффективных компаниях корпоративную культуру можно и нужно выстраивать с учетом целей компании и задач, которые стоят перед ней, — подчеркивает Ирина Крутских. — При этом ключевую роль в формировании корпоративной культуры играет высшее руководство. Именно глава компании задает курс в формировании корпоративной культуры. Он играет роль стратега в данном вопросе. При этом директор по персоналу, менеджер по персоналу либо HR-служба выполняют роль проводников политики руководителя относительно развития корпоративной культуры».

С мнением Ирины Крутских солидарна и Татьяна Первушина, отметившая, что именно руководитель оказывает наибольшее влияние на формирование корпоративной культуры, ведь именно с него сотрудники берут пример.

Кроме того, зачастую в компаниях с развитой корпоративной культурой существует так называемый корпоративный кодекс, который выступает своего рода воплощением философии организации: «В корпоративном кодексе прописаны миссия, цели и ценности компании, принятый в компании стиль одежды, нормы поведения сотрудников внутри организации. Также данный документ позволяет значительно сократить срок адаптации новых сотрудников, поскольку новичкам понятно, что принято в компании, а что запрещено», — рассказывает Ирина Крутских.

Необходимо отметить, что каждая компания должна самостоятельно разрабатывать этот кодекс, а не переписывать его «под копирку».

Здоровый корень — здоровое дерево

Представители крупных российских компаний рассказали нашему порталу о своей корпоративной культуре.

Например, в корпорации «Эконика» она складывалась более 20 лет. Бизнес организовали студенты-энтузиасты, поэтому основной акцент в культуре всегда был на командной работе и особом доброжелательном климате. Спустя 16 лет стартовал проект «Ценности» — холдинг стал выявлять те ориентиры, которые сложились за годы работы. После того, как они были сформулированы и зафиксированы, был создан специальный буклет «Что такое хорошо, а что такое плохо», в котором компания попыталась нарисовать портрет истинного экониковца. Этот буклет помогает сотрудникам — новичкам и тем, кто работает давно — ориентироваться в том, что в компании приветствуется, а что считается неприемлемым.

«Сегодня ценности оказывают значительное влияние не только на поведение сотрудников и внутренний климат корпорации, но и на ведение наших бизнесов и реализуемых проектов», — делится опытом Ирина Зуева.

«В холдинге "МИЭЛЬ" есть пять главных ценностей, каждой из которых соответствует определенный цвет. Эти цвета широко используются в создании визуального ряда при производстве рекламной продукции и в оформлении наших офисов. Есть таланты, которые мы реализуем в работе, и это позволяет нам быть свободными, строить уважительные отношения как с коллегами, так и с клиентами. В октябре прошлого года мы отпраздновали 20-летие. За эти годы сложилась определенная философия ведения бизнеса, психология отношений с клиентами, партнерами и сотрудниками, определенный имидж и репутация. И все это — наша корпоративная культура», — говорит Евгения Каганович.

Как рассказал Игорь Ядрошников, корпоративная культура в сети супермаркетов «Азбука вкуса» давно стала предметом заслуженной гордости всех, кто работает сейчас или когда-то являлся ее сотрудником. Это и признанный лучшим в России корпоративный журнал, и собственная футбольная команда с профессиональным тренером, и традиция вместе отмечать все праздники (от дней рождения супермаркетов до общегосударственных дат), и награждения туристическими путевками лучших сотрудников по итогам года, и традиционное дружелюбие всех, кто становится частью команды.

«Наша корпоративная культура делает всех нас больше, чем просто коллегами, — об этом говорит популярность наших страничек в социальных сетях, где с удовольствием общаются тысячи не только нынешних, но и бывших сотрудников. Угадайте, что их всех объединяет? Глубокая корпоративная культура, ставшая органичной частью их жизни, научившая не только высококлассно работать вместе, но и с удовольствием вместе отдыхать», — рассказал Игорь Ядрошников.

Опыт показывает — корпоративная культура является неотъемлемой составляющей компании, она требует глубокой проработки и разного рода вложений. Компании, не жалеющие инвестиций в ее развитие, занимают самые выгодные позиции в своем сегменте и способны не только привлечь лучших специалистов рынка труда, но и удержать их.

Елизавета Ананьева

 
« Пред.   След. »