Кризис внес свои коррективы в работу компаний — они были вынуждены сокращать затраты на персонал, в которые входили и расходы на социальный пакет. Несмотря на экономический коллапс, многие работодатели не изменили свою политику управления персоналом и не прибегли к сокращению социальных программ.
Ведущие российские работодатели рассказали порталу Rabota.ru о том, как они заботятся о своих сотрудниках.Соискатели, находясь в процессе поиска работы, с особым трепетом и вниманием относятся к наличию социального пакета в компании. Стоит сказать о том, что есть социальные льготы, которые носят обязательный характер — они закреплены в трудовом законодательстве РФ, к ним относится оплачиваемый отпуск, оплата больничного и пр. Но существуют и так называемые «добровольные» льготы, не являющиеся прямой обязанностью работодателя — они предоставляются по его усмотрению и желанию, зависят от финансовых возможностей компании.
Многие компании, перенимая западный опыт, стараются уделять мотивации сотрудников повышенное внимание. Одним из приобретений стал компенсационный или социальный пакет. Кейс 1. МТС | Ирина Осадчая, пресс-секретарь:
«Повышение социальной защищенности сотрудников и предоставление социального пакета является важной частью корпоративной культуры компании. Кроме того, наличие социального пакета положительно влияет на мотивацию персонала, обеспечивает лояльность персонала по отношению к работодателю, что необходимо для обеспечения лидерства на рынке труда. |
Объем льгот в социальном пакете МТС зависит от занимаемой позиции сотрудника. При этом, всем сотрудникам предоставляется служебная мобильная связь, полис добровольного медицинского страхования, включающий в себя поликлиническое обслуживание, стоматологическую помощь, госпитализацию. Сотрудники имеют возможность на льготных условиях оформить полис ДМС для членов семьи. У сотрудников МТС есть возможность обучения за счет компании на базе Корпоративного университета МТС, а также повышения квалификации на краткосрочных курсах, семинарах, в том числе зарубежных. Также, для сотрудников и членов их семей за счет компании организуются спортивные и культурные мероприятия. Оплата проезда входит в социальный пакет в виде оплаты проезда к месту отпуска для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера, оплаты переезда к месту работы (если сотрудник переезжает работать в другой населенный пункт).
При этом, хотим подчеркнуть, что даже в кризисный период, когда многие компании сокращали соцпакеты, социальный пакет МТС не претерпел изменений. Более того, сейчас мы планируем его расширение в соответствии с трендами рынка». Кейс 2. Группа компаний «Автомир» | Марина Субботина, начальник Управления по персоналу:
«В Группе компаний "Автомир" существует корпоративный социальный пакет для всех категорий сотрудников, который был сохранен даже в кризисный период. В корпоративный соцпакет нашей компании входит: |
— предоставление льготного корпоративного тарифа на услуги мобильной связи; — доставка сотрудников до места работы корпоративным транспортом; — существенная компенсация питания. Причем в зависимости от доходов сотрудников сумма компенсации со стороны компании различается — для сотрудников с невысоким доходом питание компенсируется в размере 100%; — предоставление разнообразных программ ДМС для сотрудников и членов их семей в зависимости от грейда; — корпоративный тариф для желающих заниматься фитнесом. В настоящее время "Автомир" рассматривает возможность расширения имеющегося социального пакета для своих сотрудников». Кейс 3. «ИФД КапиталЪ» | Марина Большакова, директор департамента по управлению персоналом Группы «ИФД КапиталЪ»:
«Соцпакет — это некая социальная защищенность работников, обеспечение базовых потребностей. Поэтому, существенное сокращение социального пакета — очень непопулярная мера. Вероятно, сокращали социальный пакет только те компании, которые находились в кризисной ситуации. |
Основная составляющая социального пакета в "ИФД КапиталЪ" — медицинское страхование, а также предоставление услуг врача, оплата больничных листов. Остальные части соцпакета менее материально существенны: предоставляемые корпоративные скидки на услуги, предоставление корпоративного транспорта до офиса и др. Практически все работники имеют корпоративные мобильные телефоны, но это больше является обеспечением деятельности, чем льготой. Конечно, расходы на социальные льготы различаются по уровням сотрудников, но это уже относится к системе компенсаций в целом. Наша компания выделяет достаточные средства и готовит специальные программы обучения и развития сотрудников, но это не составляющая социального пакета, а капитализация такого важного ресурса как персонал. Мы обучаем сотрудников с целью капитализации и развития компании».
О своем опыте нашему порталу рассказала и пресс-служба компании «Евросеть»: «В “Евросети” сотрудникам оплачивают сотовую связь, а также предоставляют скидки и льготы различные организации в рамках программы ''Евродисконт''. ''Евродисконт'' – это программа скидок в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, туристических агентствах, негосударственных поликлиниках, с которым у ритейлера достигаются необходимые договоренности.
"Евродисконт" функционирует с 2007 года, его цель — привлечение компаний, предлагающих услуги и товары со скидкой по специальным ценам, тарифам, или на особых, более удобных условиях сотрудникам "Евросети". Особенность этой программы в том, что привилегиями "Евродисконта" могут воспользоваться не только сотрудники компании, но и их родственники и друзья.
В рамках "Евродисконта" сотрудники могут воспользоваться со скидкой услугами туристических агентств, салонов красоты, фитнес-центров, услугами добровольного медицинского страхования, услугами страховых компаний, школ и курсов иностранного языка, получить высшее образование — в Московской финансово-промышленной академии преподается специальный курс для сотрудников "Евросети" со скидкой на оплату обучения.
Возможностями этой программы может воспользоваться абсолютно любой сотрудник компании. Оплата сотовой связи компенсируется сотрудникам, чья работа связана с большим количеством общения по сотовому телефону». Елизавета Ананьева
|