Главная arrow Работа и Карьера arrow Стажеры VS молодые специалисты
Стажеры VS молодые специалисты

Стажеры VS молодые специалисты

Работодатели, заинтересованные в привлечении молодых и перспективных сотрудников, по-разному подходят к реализации данного вопроса. Одни рассматривают программы стажировок и привлекают в ряды своих компаний кандидатов со статусом «студент», другая часть компаний предпочитает полностью «укомплектованных» вузовскими знаниями специалистов-выпускников. Кому отдать предпочтение?

Программы стажировок для большинства компаний давно стали одним из главных методов привлечения новых сотрудников, неотъемлемой частью HR-политики и ощутимым вкладом в будущее компании. Благодаря стажерским программам работодатели «выращивают» молодое поколение «под себя», предлагая стажерам план развития в компании и последующие карьерные перспективы. К слову, на сегодняшний день многие компании (в особенности западные) и вовсе заключают договоры с вузами о стажировках, привлекая специалистов буквально со студенческой скамьи.

Однако в ряде случаев компании принимают на работу «готовых» специалистов — выпускников вузов, имеющих хорошее теоретическое образование, — и обучают их стандартам работы в компании, при этом значительно сокращая всевозможные затраты и вложения.

Портал Rabota.ru обратился к ведущим российским компаниям и попросил рассказать экспертов о том, кому они отдают предпочтение и какие возможности предоставляют молодым кандидатам.

Кейс № 1. Japan Tobacco International (JTI)

Татьяна Малинина, менеджер по персоналу Japan Tobacco International (JTI):

«В моем ответе речь пойдет о студентах, получающих бизнес-образование по таким дисциплинам, как, например, маркетинг, финансы, менеджмент или логистика.

Реалии современного российского образования таковы, что все эти дисциплины лишь недавно появились в отечественных вузах. В результате студенты, планирующие начать карьеру, например, в сфере маркетинга, представляют себе будущую деятельность как большой творческий процесс и бывают сильно удивлены, узнав, что 90% времени им придется посвятить статистике, аналитике и изучению технологии производства продуктов определенного ряда. Поэтому когда мы говорим о выпускнике, который, возможно, более зрел для начала работы и адаптации в крупной компании, чем студент последнего курса, среди которых набираются стажеры, мы все равно понимаем, что его практические знания определенно не соответствуют требованиям к уровню и качеству работы сотрудников крупных компаний. Поэтому, на мой взгляд, для современного студента оптимально начать стажировку в крупной компании, учась на последнем курсе вуза (тем более что многие корпорации, в том числе и JTI, предлагают гибкий рабочий график во время прохождения стажировки), и за год "подтянуть" практические знания до необходимого уровня, а также определиться со сферой будущей занятости, попробовав себя в нескольких областях.

Необходимо помнить, что и выпускник вуза, и стажер — очень молодые люди, зачастую не имеющие никакого опыта работы. Поэтому подходить к их адаптации как в рабочем коллективе, так и в выполнении обязанностей нужно очень аккуратно, поскольку необходимо понимать, что работодатель навсегда формирует их поведение в бизнес-среде. В большинстве случаев стажировка включает в себя адаптационный процесс, когда стажер входит в свою работу под чутким руководством наставников, постепенно увеличивая сложность заданий и проходя специальные ознакомительные и адаптационные курсы. В то же время, если корпорация приглашает молодого специалиста на штатную позицию, то руководство ожидает от него выполнения поставленных бизнес-задач, и требования к качеству его работы будут достаточно высоки.

Стажировка — это своего рода "производственная практика", возможность получить ценный опыт в крупной компании и сделать первый большой шаг в построении карьеры. Кроме того, она помогает определиться с профессиональной сферой деятельности, в которой молодой специалист планирует развиваться, дает возможность получить практические знания и навыки по выбранной специальности.

В JTI такую возможность дает программа стажировок Jump для студентов старших курсов. Среди требований к кандидатам на ее прохождение — свободное владение английским языком, хорошее знание приложений MS Office, а также желание обучаться и повышать свой профессиональный уровень. Пройдя предварительный отбор, включающий различные тестовые задания (в том числе на умение логически мыслить и анализировать полученную информацию), а также интервью с представителем отдела персонала и будущим линейным руководителем, выпускники в течение года проходят практику в одном из выбранных отделов: маркетинга, финансов, информационных технологий или персонала.

Программа стажировки выстроена таким образом, что начинающий специалист может не только составить представление о специфике работы компании, но и получить необходимый для дальнейшего развития карьеры опыт. Стажировка для молодых специалистов начинается с трехдневного вводного курса, в течение которого участники знакомятся с компанией JTI и стандартами ведения бизнеса, посещают фабрики, где изучают особенности производства. Далее в рамках своего направления они решают конкретные практические задачи и таким образом могут попробовать себя в качестве лидеров небольших проектов. Стажировка является оплачиваемой, кроме того, для стажеров специально разработана программа тренингов и семинаров на такие темы, как "Управление временем", "Навыки проведения презентаций" и т. д. В итоге такой подход позволяет компании приобрести так называемых "амбассадоров", которые станут ее представителями на внешнем рынке труда, а лучшим из лучших по результатам стажировки сделать предложение о дальнейшей работе в JTI».

Кейс № 2. IBM

Сергей Белов, координатор университетских программ IBM в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке:

«Все компании, работающие в секторе информационных технологий, стоят перед следующей проблемой: IT-специалисты очень востребованы, все наиболее сильные студенты к 3-5 курсу уже имеют работу. 

Поэтому компании считают, что правильнее набирать этих студентов на стажировку, давать им возможность сочетать индустриальную практику с учебой. Организациям это позволит понять, подходит ли им этот студент, а стажеру — подходит ли ему компания. Поэтому работа со стажерами нам предпочтительней. То, что мы предпочитаем работу с самыми сильными студентами и стараемся приглашать их на индустриальную практику на старших курсах, не означает, что путь в компанию для выпускников закрыт. Были случаи, когда очень яркие, талантливые ребята приходили к нам сразу после окончания вуза. На нашем портале открытых вакансий компании, Global Opportunity Marketplace, есть позиции для молодых специалистов. IBM также набирает студентов-старшекурсников в интернатуру. Она начинается осенью и длится 9 месяцев — студенты стажируются в бизнес-подразделениях до 20 часов в неделю, сочетают работу с учебой, часто — с производственной или преддипломной практикой. У каждого студента есть ментор, который помогает ему легче интегрироваться в процесс работы компании. Мы полагаем, что такой мягкий подход к вовлечению молодых специалистов в работу является наиболее предпочтительным».

Кейс № 3.  ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"»

Юлия Пахомова, начальник отдела подбора, оценки и адаптации ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"»:

«Компания "Балтика" оперирует понятиями "практикант", "стажер" и "молодой специалист". Кто лучше — зависит от целей.

Практика предполагает гибкий график работы и возможность совмещать ее с учебой. Студент может изучить бизнес-процессы компании, применить свои теоретические знания, посмотреть, как работают сотрудники компании и оценить, насколько им интересна работа по выбранной специальности.

Если речь идет об оплачиваемой стажировке или работе, то в этом случае лучше выпускник или студент старших курсов, поскольку предполагается полная занятость и серьезная проектная работа, так что время на учебу уже вряд ли найдется.

Компания "Балтика" уже много лет реализовывает программы для студентов и молодых специалистов. Мы предлагаем студентам 1–5 курсов пройти практику в различных подразделениях компании, а студенты 4–5 курсов, магистранты и выпускники имеют возможность пройти оплачиваемую стажировку по программе "Звезды Балтики".

Компания заинтересована в активных, талантливых молодых специалистах, нацеленных на дальнейшее трудоустройство, рост и развитие в рамках крупной компании. В этом году пройти стажировку можно в дирекциях по маркетингу, продажам, логистике, закупкам, правовым вопросам и финансовой службе. По ее результатам и при наличии вакансий есть возможность дальнейшего трудоустройства. В прошлом году после стажировки на постоянную работу в компанию были приняты 7 человек».

Елизавета Ананьева

 
« Пред.   След. »