Стартуют все!

В большинстве случаев организации, находящиеся на начальном этапе развития, не имеют возможности предложить сотрудникам ни моральную, ни весомую материальную мотивацию. В то же время кадры представляют особенную ценность для start-up, ведь успех нового проекта напрямую зависит от людей. Портал Rabota выяснил, какой персонал нужен для начинающих компаний и как привлечь квалифицированных специалистов.

Алло, мы ищем таланты!

Start-up — компания или проект, сравнительно недавно появившиеся на рынке. Как правило, их запуск предполагает ограниченный набор ресурсов и сопровождается риском (либо вложенные средства оправдаются, либо не окупят затрат). Безусловно, персонал start-up отличается от сотрудников любого общеизвестного стабильного холдинга, немногие готовы трудоустроиться в компанию, которая только начинает свою деятельность. Так какие люди требуются в такого рода проекты?

«Чаще всего start-up — это молодой коллектив, способный быстро реагировать на изменения вокруг, легко обучаемый, активный, с высокой долей энтузиазма и желанием развиваться. Такие соискатели обычно имеют мало опыта или не имеют его вообще, поэтому они готовы „впитывать“ в себя все новое и много работать», — комментирует Лора Буромская, директор департамента рекрутмента в Москве холдинга «АНКОР».

Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt, говорит, что на такие проекты приглашаются и квалифицированные специалисты: «Это люди, имеющие серьезный опыт, способные разрабатывать стратегию развития компании, бизнес-процессы, поддерживать целостность команды, работать с инвестиционными проектами, а также „узкие“ специалисты, которые могли бы стать одним из главных конкурентных преимуществ организации».

Естественно, необходим руководящий состав, сформировать который из молодых (пусть и талантливых) специалистов невозможно.

«В start-up требуются хорошие руководители высшего звена, которые смогут многому научить и будут хорошо поддерживать дисциплину в коллективе. Такие люди готовы пойти в start-up, но на привлекательных условиях, которые могут включать как финансовую часть, так и новые возможности для самореализации», — добавляет Лора Буромская.

Привлечь и удержать

Подобрать молодой персонал в start-up несложно. Люди, особенно не имеющие глобального профессионального опыта, часто готовы работать на перспективу. Также специалисты любого уровня охотно трудоустраиваются в новый проект, который запускает брендовая компания. Но как быть, если start-up никому не известен и его создатели не могут обещать большое финансовое вознаграждение сотрудникам?

«К сожалению, нередко бывает так, что start-up имеет очень ограниченное финансирование в самом начале своего существования, а это вызывает сложности в подборе сильных специалистов, которые „знают себе цену“. Поэтому уровень подбираемых сотрудников напрямую зависит от финансовых возможностей проекта», — говорит Лора Буромская.

Как в таком случае привлечь квалифицированных сотрудников и опытных управленцев?

Ольга Степанова, руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, рассказывает, что существует категория квалифицированных специалистов, которым нужны новизна и свежесть поставленных задач, масштабное поле для маневров.

«Например, те же директора по развитию предпочитают максимально вкладываться в „новорожденный“ проект в течение отведенных 2–5 лет, а затем брать паузу для отдыха и вдохновенно браться за новое дело. Поэтому процесс привлечения квалифицированных специалистов в start-up, не раскрученный СМИ, основан в большинстве своем на нематериальной мотивации. Удержать специалистов подобного проекта можно сплоченным коллективом и интересными задачами», — утверждает эксперт.

«Для настоящего профессионала после достижения определенного уровня деньги перестают играть решающую роль. Лишь около 20% соискателей готовы поменять работу исключительно по финансовым соображениям. Чаще всего специалистов высокого уровня можно привлечь креативными идеями, масштабными проектами, возможностями профессионального развития, творческого и карьерного роста. Привлечь специалиста исключительно деньгами в условиях современного рынка труда получится, скорее всего, ненадолго. Безусловно, мотивация каждого отдельно взятого кандидата уникальна и к каждому привлеченному нужен свой индивидуальный подход», — считает Владимир Якуба.

Действительно, важную роль в мобилизации квалифицированных специалистов играет нематериальная мотивация, увлеченность идеей проекта и перспектива дальнейшего развития.

Экспертное мнение

О чем нужно помнить при отборе персонала для start-up?

«Главное, что стоит выяснить интервьюеру на собеседовании, — мотивацию кандидата и его профессионально-личностные ожидания. Конечно же, они не должны идти вразрез с целями и возможностями start-up», — советует Ольга Степанова.

Владимр Якуба рекомендует особое внимание уделить личностным характеристикам кандидата на данные позиции: «Гораздо важнее совпадение ценностей и желание работать, чем профессионализм. Однако рисков из-за ошибки гораздо больше. Это должны быть люди, готовые вкладываться эмоционально и идейно. Для невысоких позиций в стартап надо брать молодых и энергичных, причем блеск в глазах должен говорить гораздо больше, чем опыт и записи в трудовой книжке. А вот на более высокие позиции лучше подойдет специалист с большим опытом за плечами».

Персонал, готовый работать в start-up проектах, — это особые люди с определенным складом характера. Важно найти и выбрать таких специалистов из множества соискателей. Ведь «правильные» кадры на этапе становления проекта порой имеют решающее значение.

Тамара Рукосуева

 
« Пред.   След. »