Главная arrow Работа и Карьера arrow Кадры &laquo-под ключ&raquo-
Кадры «-под ключ»-

Кадры «под ключ»

Готовить профессиональные кадры заранее — значит готовить свое будущее. Руководствуясь этим правилом, многие крупные российские корпорации целенаправленно создают резерв специалистов и заблаговременно заботятся о «выращивании» молодых работников для своей компании — приходят за ними в школы и вузы.

Целевое обучение — это...

Заинтересованность крупных компаний в подготовке молодых кадров растет день ото дня. Основной задачей целевого обучения является целенаправленная и заблаговременная подготовка кадрового резерва для компании. Для работодателей это — гарантия получения специалистов, обладающих нужным набором знаний, практическими навыками и необходимыми профессиональными качествами.

Для будущих работников целевое обучение — прекрасная возможность близкого знакомства с компанией, ее требованиями, корпоративной культурой, с бизнесом в целом, а главное — специалисты могут «узнать» профессию и понять, подходит ли им эта сфера деятельности и стоит ли с ней связывать свое будущее. Разумеется, целевое обучение является и гарантией трудоустройства на предприятие.

Кого будем учить

На сегодняшний день широкий спектр возможностей по целенаправленной подготовке кадров можно наблюдать в различных отраслях промышленности — например, широко распространена подготовка нефтяников и будущих железнодорожников, специалистов для химической, аграрной, авиакосмической промышленности, гидро- и атомной энергетики и т. д.

Программы подготовки

С вопросом о том, как на практике реализуются программы по целевой подготовке кадров, мы решили обратиться к крупнейшим российским корпорациям и рассказать об их опыте.

ОАО «РусГидро»

В компании создана концепция опережающего развития кадрового потенциала компании «От Новой школы к рабочему месту», а также программа ее реализации. Ее основной задачей является создание условий для удовлетворения потребностей компании в качественно подготовленных специалистах.

Как рассказали в пресс-службе компании «РусГидро», в рамках программы осуществляется проект целевого развития ключевых компетенций будущих специалистов-гидроэнергетиков с раннего школьного возраста, реализуются мероприятия по ранней подготовке младших и старших школьников, подготовке студентов по энергетическим специальностям с учетом требований компании, а также обеспечиваются необходимые условия для эффективной деятельности молодых работников.

В целях реализации программы была создана и внедрена постоянно действующая система «Корпоративные лифты» — она позволяет обеспечить краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную потребность компании в молодых специалистах, мотивированных на работу в ней и подготовленных с учетом корпоративных требований.

«На первой ступени системы — "Корпоративный лифт — Новая школа" — обеспечиваются условия для информирования школьников о важности и престижности профессии гидроэнергетика, формируются условия для эффективного развития инженерных способностей, подготовки по основным и дополнительным образовательным программам с погружением школьников в деятельность и специфику компании, профориентации, поступления в профильные вузы», — рассказывают в пресс-службе компании.

Так, например, в 2010 году Корпоративный университет гидроэнергетики ОАО «РусГидро» разработал и осуществил проект «Энергия образования». Его цель — формирование у школьников интереса к инженерной профессии, энергетике и инновациям, знакомство с гидроэнергетикой.

«На втором этапе — "Корпоративный лифт — Высшее учебное заведение" — производится подготовка и отбор будущих специалистов для работы на предприятиях “РусГидро”. В процессе реализации этого этапа осуществляется взаимовыгодное сотрудничество компании со средними и высшими учебными заведениями, направленное на создание эффективных механизмов отбора и оценки абитуриентов в соответствии с целевым заказом компании, сопровождение целевой подготовки будущих работников компании, формирование условий для непрерывного развития научного и инженерно-технического потенциала компании и профильных вузов», — говорят в пресс-службе компании.

Так, в январе 2010 года компания и Сибирский федеральный университет заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

«На третьем этапе — "Корпоративный лифт — Компания" — осуществляется адаптация и развитие молодых специалистов, принятых на работу в “РусГидро”, организация системы наставничества и передачи знаний, формирование эффективной среды развития компетенций. Для молодых сотрудников сформированы адаптационные планы и планы индивидуального развития, создается система мониторинга эффективности использования потенциала молодых работников. Сейчас в компании сформирован перспективный кадровый резерв из молодых работников до 30 лет. Реализуется программа его подготовки», — отметили в пресс-службе компании «РусГидро».

СИБУР

В холдинге действуют проекты по целевой подготовке квалифицированных специалистов технического профиля. Программа работы с вузами была запущена в 2009 году, с профессионально-техническими училищами (ПТУ) — в 2010 году.

В учебных заведениях созданы профильные учебные классы, разработана система базовых кафедр, открыты новые специальности и направления подготовки, разработан механизм стажировок и повышения квалификации преподавателей на заводах холдинга, и наоборот — к преподавательской деятельности в вузах подключены ведущие специалисты предприятий.

Одна из лучших практик по взаимодействию с вузами сложилась в Тобольске. Компания распространила ее в том числе и на вузы Воронежа, Тольятти, Новгорода, Томска, Тюмени и Нижневартовска.

«Взаимодействие с вузом включает в себя прохождение учащимися практики на производстве, предоставление информации о СИБУРе — стенды на факультетах, брошюры, презентации, активное участие персонала компании в мероприятиях учебного заведения, ярмарках вакансий, днях открытых дверей. Кстати, имидж СИБУРа — это еще и внешний вид завода, особенно если он стоит в центре города. Если он меняется в лучшую сторону, то репутация компании как работодателя повышается», — рассказывают в компании «СИБУР».

В Тобольске и Тольятти был развернут пилотный проект работы с ПТУ. Между компанией и училищами были заключены договоры о целевой подготовке молодых специалистов и обновлении лабораторной базы, учебно-методической литературы. В итоге 21 выпускник лицея пришел работать в компанию.

Предприятиями СИБУРа ведется работа по профориентации учащихся и популяризации профессий нефтехимического профиля, проводятся встречи с главными специалистами предприятий и открытые уроки о перспективах развития предприятия и потребностях в квалифицированных кадрах, разработаны и проводятся курсы для учащихся профильных химических классов преподавателями вузов.

«Исследования показывают, что из года в год все меньше и меньше выпускников школ стремятся на промышленные предприятия. Если 10 лет назад эта цифра равнялась 16%, то сейчас — около 10%. Технические колледжи не набирают группы. Молодежь идет в какие угодно профессии, но не в рабочие, тем более, когда речь идет о работе на химическом производстве с его экологическими рисками, раздутыми массовым сознанием. Поэтому у нас набирает популярность мысль о том, чтобы, помимо работы с вузами, пойти и в школы, чтобы именно там пробуждать и поддерживать интерес к химии», — говорит Андрей Киселев, главный эксперт управления обучения и развития персонала.

Так, в 2010 году в Тобольске стартовал проект по созданию профильных классов в школах. Задача проекта — начиная со школы, агитировать молодых людей поступать в профильные химические вузы и ПТУ, чтобы они видели перспективы и понимали, что СИБУР — это интересно, перспективно, а также что работа на предприятии является отличной возможностью получать хорошую зарплату. К участию в проекте привлекаются не только школы, но и вузы, а также комитеты по образованию администрации города или области.

Заметки на полях

Еще в советские времена в учебных заведениях велась подготовка кадров. Этот вопрос актуален и сегодня — «заказчики» приходят за специалистами в школы и институты.

Корпорации, реализующие программы по целевому обучению, в конечном итоге получают полностью «укомплектованного» работника с солидным багажом практических навыков, которого впоследствии не надо будет переучивать, что, в свою очередь, помогает существенно снижать всевозможные расходы в будущем.

«Готовь сани летом, а телегу — зимой» — гласит русская пословица. Перефразируя народную мудрость, с уверенностью можно сказать о том, что и специалистов следует «растить» заранее, тем самым избавляя себя от проблемы нехватки квалифицированных кадров и заботясь о своем бизнесе.

Елизавета Ананьева

 
« Пред.   След. »