Искусство управлять временем |
«Когда Бог создавал время, то создал его достаточно», — гласит старая ирландская пословица. Однако многие могут поспорить с ее истинностью — времени постоянно не хватает. Чтобы все успевать на работе, приходится жертвовать драгоценными свободными часами или еще более драгоценным сном. Чтобы этого избежать, нужно научиться управлять собственным временем.Секрет личной эффективности Авралы и цейтноты на работе случаются у всех — квартальные или годовые отчеты, срочный заказ или еще какие-нибудь непредвиденные обстоятельства. В такие периоды бывает, что сотрудники не просто задерживаются на рабочем месте — они там иногда ночуют. Но вот проект сдан, отчет написан, заказ выполнен, и время вновь начинает течь спокойно и размеренно. Картина знакомая, но не всем. Некоторые живут в режиме постоянного аврала и сумасшедшей гонки. «Весь день работал, но ничего не успел», «На себя времени не остается — не помню, когда в последний раз был где-то, кроме работы», «У меня никогда нет времени»... Знакомые слова? Но сказать «нет времени» значит сказать неправду. Время есть у всех. У каждого сутки состоят из 24 часов — не больше и не меньше. Все дело в том, что кто-то умеет правильно распределять это время, а кто-то — нет. Много работать и много успевать — далеко не одно и то же. К сожалению, планирование собственного дня и ведение ежедневника в сознании большинства людей до сих пор остаются никому не нужной игрой в организованность. А зря. Психологи и бизнес-тренеры в один голос утверждают, что десять-пятнадцать минут, потраченные на составление плана рабочего дня, помогут впоследствии сэкономить до нескольких часов. Безусловно, планировать тоже нужно с умом. А для этого нужно иметь представление о тайм-менеджменте — умении эффективно распределять свое время для достижения целей. «Тайм-менеджмент — эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного. Основная задача — больше успевать в единицу времени и эффективно расходовать собственные ресурсы, чтобы осталось больше времени на общение и прочие "житейские" радости», — дает определение консультант по поиску и подбору персонала холдинга «Империя Кадров» Оксана Постнова. «Главная задача тайм-менеджмента, на мой взгляд, — научиться тратить время на достижение целей не только в работе, но и в жизни; быть продуктивным. Инструменты тайм-менеджмента помогают не только спланировать свое время, но и понять, чего в жизни хочется именно Вам, сфокусироваться на главном», — говорит Елена Романова, старший консультант департамента «Подбор персонала для банков и инвестиционных компаний» агентства «Контакт». Психологи различают простой и системный тайм-менеджмент. В основе системного тайм-менеджмента должны лежать глобальные цели, которые (если не бояться патетических формулировок) можно определить как смысл жизни. А простой тайм-менеджмент помогает постепенно продвигаться к достижению этих глобальных целей. Основные принципы тайм-менеджмента Таких принципов четыре: умение работать с целями, распределение приоритетов, знание инструментов планирования, наработка привычек. Начать следует с целеполагания. Прежде всего ответим на вопрос: чем обладает цель? Она должна быть реальной, конкретной, измеримой и иметь срок реализации. Если цель не обладает одним из этих параметров, то она перестает быть целью. Например, научиться работать в Photoshop — это еще не цель, а только желание. А пройти курсы Photoshop в мае 2011 года — цель. Умение расставить приоритеты — едва ли не самая важная часть тайм-менеджмента. Если каждому делу придавать статус неотложного и наиважнейшего, ни за что не получится эффективно распланировать свое время. А вот стать заложником стресса или синдрома хронической усталости — запросто. Ассортимент инструментов планирования чрезвычайно широк, необходимо выбрать наиболее удобный. Нравится работать с ежедневником или лучше оставлять себе напоминания в мобильном телефоне или в компьютере? Выбор за вами. Но записывать свои цели нужно обязательно: психологи утверждают, что неоформленный план планом являться ни в коем случае не может. При этом лучше выбрать один инструмент планирования, иначе есть риск запутаться среди многочисленных записей. «Для планирования можно использовать календарь, в который следует вносить все встречи и совещания, все то, что должно произойти в определенный момент. Для остальных задач эффективно использовать список дел, который должен быть всегда у вас перед глазами. Регулярно работайте с этим списком, пополняя его новыми задачами в течения дня, и расставляйте приоритетность той или иной задачи. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это необходимо делать для ощущения удовлетворенности своей работой», — говорит Елена Романова. Что касается привычек, то они являются скорее следствием того, что вы освоили искусство тайм-менеджмента. Это будет проявляться в развитом чувстве времени, которое поможет выполнять все свои дела в срок и повысить личную эффективность. Секретом планирования рабочего дня поделилась Оксана Постнова: «В режиме многозадачности и вечного цейтнота все чаще возникает вопрос, как надо работать, чтобы все успевать? В качестве примера предлагаю четыре основных этапа при планировании рабочего дня: 1. Постановка целей. Определение и формирование целей. 2. Планирование и расстановка приоритетов. Разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных задач для выполнения. 3. Реализация, то есть конкретные шаги и действия в соответствии с намеченным планом и порядок достижения цели. 4. Контроль достижения цели и выполнения плана. Выбор способа планирования рабочего времени и контроля результатов — это всегда процесс творческий, в котором необходимо учитывать конкретные условия и существующие возможности. Например, можно воспользоваться так называемым "Принципом Парето": 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов; 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Поэтому следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат, и начинать с них». Слоны и лягушки Это вовсе не представители фауны, а фигуры речи тайм-менеджера. «Лягушкой» называется дело, которое не хочется выполнять ни под каким предлогом, — такие неприятные ощущения оно вызывает. Это может быть и поход в банк, где придется стоять в очереди, или разговор с начальством о том, что проект не может быть сдан в срок, и даже визит к дантисту. Ко всему прочему, они отнимают много сил (душевных, а иной раз и физических), поэтому очень хочется отложить их в долгий ящик. Неудивительно, что часто «лягушки» имеют свойство накапливаться. Что же делать с подобными задачами? Психологи рекомендуют простое решение — каждое утро расправляться с одним неприятным делом, или, как говорят тайм-менеджеры, «съедать лягушку». Нужно составить список задач и каждый день начинать с одной из них. И постепенно количество «лягушек» в списке сойдет на нет. Кроме того, вы станете более уверенным в себе — если с «лягушкой» справились, то и все остальное окажется по плечу. Что касается слонов, то на языке тайм-менеджмента это какой-то объемный и сложный проект, к которому сложно подступиться, потому что специалист даже не знает, с чего начать. Естественно, одним махом со «слоном» расправиться невозможно. Поэтому лучше мысленно разделить большое дело на мелкие части. Рассуждая о тайм-менеджменте, стоит помнить, что время — это единственный ресурс, который нельзя восполнить, купить или приумножить. Его можно только расходовать и «конвертировать» — в деньги, в карьеру, в общение или во что-то другое. И чтобы делать это максимально эффективно, необходимо владеть навыками тайм-менеджмента.
Ксения Герасимова |
« Пред. | След. » |
---|