Профессия &mdash- журналист |
Средства массовой информации — весьма привлекательная сфера для трудоустройства. Интернет изобилует многочисленными вопросами из серии «Что делать начинающим работникам пера и слова?». О том, как быть и куда податься неопытным дарованиям, рассказали состоявшиеся специалисты. Мы задали экспертам, достигшим определенных карьерных высот в печатных и сетевых изданиях, самые насущные вопросы — какие навыки нужны для журналисткой работы, обязательно ли наличие профильного образования? Правда, что в СМИ с «улицы» не попасть? И как в таком случае быть новичкам, не имеющим связей? Где взять портфолио? О чем подумать, прежде чем окунуться в мир масс-медиа? Кейс 1. Информационно-дискуссионный портал Newsland.ru
"Блат" имеет место быть, если речь идет о поистине лакомом местечке в центре города, с хорошей зарплатой, гибким графиком и ласковыми коллегами. Но если у вас хорошая история и вы умеете отражать ее в резюме, не тушуетесь на собеседованиях, принимаете душ (странно, что приходится об этом упоминать, но зачастую люди, приходящие на собеседования, действительно имеют очень слабые представления о гигиене) и одеваетесь не в "Ашане", шанс получить хорошее место у вас есть всегда. Начинающим журналистам без связей придется эти связи нарабатывать. Делать это можно, даже не трудясь нигде. Вот вы узнаете, что в городе проходит какая-то акция (на которую не требуется аккредитация или аккредитацию на которую вам кто-то может помочь получить), приходите туда, потом освещаете событие (хоть в блоге), а на самой акции знакомитесь с людьми, не стесняясь себя предлагать. Важный момент — напечатайте визитки: "Вася Пупкин журналист, телефон, e-mail" — этого вполне достаточно. Что касается портфолио, добыть его в наши дни, когда СМИ переживают не лучшие времена, не составит никакого труда. Единственное — придется какое-то время трудиться даром или за небольшие деньги. Но никто не мешает при этом искать места, где вас будут больше ценить. Только не застревайте в конторах, где вам не платят или платят мало. Очень важно не увязать в одном болоте. Не бойтесь быть летунами в начале вашего карьерного пути. Вам вовсе не обязательно отражать в резюме все места занятости, если где-то ваше пребывание было крайне недолгим. Экспериментируйте. Меняйте издания, как перчатки (только оставайтесь при этом порядочными людьми: это необходимо в том числе для вашей профессиональной репутации). Больше общайтесь. Дружите со всеми, кто не противен. Не бойтесь себя растратить или испортить». Кейс 2. Компания «Акция»
Начинающим журналистам без связей могу посоветовать попробовать писать тестовые статьи и материалы — не ждите того, что вас сразу напечатают и заплатят много денег. На первом этапе набор материалов для портфолио, которые не стыдно показывать, важнее гонораров, которые вряд ли сразу будут внушительными. Мой преподаватель Давид Маркович Фельдман говорил так: пишите не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять. Всегда помните это правило. Это по литературной части. По идейной — читайте СМИ, особенно того профиля, в котором хотите работать, мониторьте новости, будьте всегда в курсе событий и умейте высказывать о них свое мнение. Когда придумываете темы для публикаций, сначала убедитесь, что ваша тема не только актуальна, но и что вы можете сказать или найти по теме что-то новое. По возможности не отказывайтесь от заданий, которые вам предлагают: пока вы отказываетесь от неинтересного, до интересного может и не дойти — работодатель просто перестанет иметь вас в виду». Кейс 3. «Аргументы и Факты»
Теоретически, вакантное место в СМИ есть практически всегда — в ежедневных газетах авторы требуются постоянно. Так же и на телевидении — текучка кадров довольно высока. Надо учитывать, что большую долю творческой части СМИ зачастую составляют внештатники. Хороший вариант для новичка — попробовать работать на ленте новостей в интернете. Портфолио вам не потребуется — только скорость, грамотность и "сображалка", — зато первая дверь в профессиональную среду будет открыта. Главный совет начинающим журналистам, наверное, будет таким: хватайтесь за возможности, будьте посмелее и более реально оценивайте ситуацию на рынке труда. К сожалению, многие выпускники тех же журфаков имеют крайне завышенные зарплатные ожидания и крайне туманное представление о том, сколько и за что на самом деле платят работодатели. Опытный и именитый журналист или редактор, безусловно, должен знать себе цену и может иногда капризничать. Новичок или "один из многих" — нет. Отчасти именно по этой причине во время кризиса сотни журналистов сидели без работы, в то время как многим изданиям не хватало рабочих рук». Кейс 4. Газета «Мой район»
Если у вас еще нет опыта работы в газете — пишите, звоните, приходите в редакции, разговаривайте с редакторами, предлагайте темы, выполняйте задания. Я не встречала редакторов, которые, увидев настоящее желание начинающих корреспондентов учиться и работать, отказывались бы брать их на стажировку. Прежде всего, начинающему журналисту я советую забыть о мифах: нужно быть готовым к тому, что журналистика — это не очень денежная профессия. И обычно будни журналистов не так насыщены приключениями, как это показывают в фильмах. Нам часто приходится проделывать большую и неинтересную работу в поисках крупиц информации, засиживаться на работе допоздна, а праздники и выходные проводить на заданиях. Помните, что вам придется много общаться с самыми разными людьми, и далеко не все будут дружелюбны и открыты. Приготовьтесь и к тому, что не все читатели будут в восторге от ваших материалов и кто-то попытается высказать вам это. В то же время, если вы станете хорошим журналистом, вы получите шанс с помощью своих материалов помогать людям, добиваться справедливости, делать мир более правдивым, а важную информацию — доступной и понятной».
Материал подготовила Тамара Рукосуева |
« Пред. | След. » |
---|