Главная arrow Работа и Карьера arrow Законная безработица
Законная безработица

Утверждения, что выпускникам юридических факультетов сложно найти работу из-за переизбытка специалистов этого профиля на рынке труда, звучат довольно часто. Однако ситуация не так проста, как кажется. Каждый год большое количество молодых специалистов заканчивают юридические факультеты. Многие из них не могут устроиться на работу. А работодатели продолжают сетовать на то, что не могут найти высококвалифицированных специалистов. Почему же сложилась такая парадоксальная ситуация, и что можно сделать для ее разрешения?

Анна Грачева, начальник Центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников МГЮА имени О. Е. Кутафина, рассказывает: «Разговоры о том, что новые юристы России не нужны, потому что уже имеющихся слишком много, возникают регулярно. Сильный всплеск таких настроений произошел зимой 2009 года. Юристам и экономистам предрекали худшее. Однако оказалось, что, как это ни парадоксально, во время кризиса спрос на юристов только возрос. Без услуг специалиста по праву не обойтись при сокращении персонала, при решении спорных вопросов по невыдаче депозитов, в случаях банкротства фирм, и т. д.

Согласно данным опроса, проведенного среди выпускников нашей академии в 2009–2010 годах, по специальности трудоустроились 71% опрошенных. Учитывая, что "незанятые" 29% — это не только не нашедшие себе места на рынке труда, но и те, кто не работает по другим причинам (решившие получить второе высшее образование или поступившие в очную аспирантуру, выпускницы, ушедшие в декрет, и так далее), картина получается вполне оптимистичная!»

Осторожно, специалист!

Одна из главных причин сложившейся ситуации вокруг занятости юристов — мягко говоря, разный уровень подготовки выпускников. В любой отрасли количество хороших специалистов значительно меньше общего количества выпускников соответствующих факультетов. Однако среди юристов разрыв между этими двумя показателями особенно велик. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо обратиться к недавнему прошлому.

После распада СССР возник огромный спрос на юристов (кроме того, профессия стала «модной»). Многие непрофильные вузы, стремясь удовлетворить спрос, открыли у себя соответствующие факультеты. Мода сыграла с работодателями злую шутку. Престижным предметом стал сам диплом, а не прилагающиеся к нему знания. Некоторые вузы, уловив тенденцию, просто продавали дипломы юриста, не проверяя знания. В результате на рынок труда хлынули дипломированные юристы с низким (а то и просто никаким) уровнем подготовки. Квалифицированные кадры в этом потоке терялись, и работодателю, желавшему найти хорошо подготовленного юриста, приходилось «перебирать» огромное количество кандидатов.

Виктор Блажеев, ректор МГЮА имени О. Е. Кутафина, поясняет: «Самая большая проблема юридического образования — снижение качества подготовки юристов. Прежде всего, это связано с появлением большого количества непрофильных, негосударственных вузов, которые ведут подготовку юристов при отсутствии аудиторий, материально-технической базы, библиотек, информационного обеспечения и, что самое важное, необходимого контингента преподавателей!»

Обилие неквалифицированных кадров заметно снизило спрос на юристов в коммерческих организациях. Из-за низкого уровня подготовки большинства молодых юристов среди работодателей бытует мнение, что такая штатная единица просто не нужна, и любой сотрудник справится с этой работой, ознакомившись с законами. В случае с выпускниками недавно открывшихся юридических факультетов в непрофильных вузах это утверждение может быть вполне справедливым. Если классическое юридическое образование учит системному мышлению, то в непрофильных вузах, случается, сводится к зазубриванию перечня актов. Поскольку эти акты постоянно меняются, через несколько лет после получения диплома такой «специалист» теряет квалификацию.

Не для того меня мама растила

Вторая причина того, что многие юристы не могут найти свое место под солнцем, — множество различий между их ожиданиями и реальными условиями труда.

Случается, что дело именно в завышенных ожиданиях. Люди, только что получившие диплом престижного факультета, не хотят «горбатиться за копейки» и устраиваться на должности без приставки «главный», «старший» или «генеральный». Особенно распространен такой подход среди выпускников коммерческих вузов, которые хотят быстро «отбить» потраченные на учебу деньги. В результате количество незанятых рабочих мест со средней зарплатой примерно равно количеству безработных, которые ждут за свой труд более высокого вознаграждения.

Однако нередко сетования на избалованность претендентов не имеют под собой реальных оснований. Немалую часть рабочих мест для юристов создают госструктуры. И в это понятие входят не только «хлебные» предприятия вроде «Газпрома», но и силовые ведомства, которым бывает сложно закрыть вакансии, поскольку уровень зарплаты там не слишком высок и не всегда соответствует сложности работы. Например, на стартовых позициях в МВД сотрудник может получать 15 тысяч рублей. При этом ожидать стремительного карьерного роста не приходится (в такого рода организациях, чтобы «вырасти» в начальника, необходимо пройти все предварительные этапы), а работа может требовать присутствия на службе ежедневно и едва ли не круглосуточно.

Нелегко бывает найти сотрудников и тем организациям, где зарплата вполне конкурентоспособна, если условия труда у них заметно отличаются от среднестатистических. Иногда решить проблему кадрового дефицита удается только радикальными методами.

«Случается, что крупные компании не могут закрыть свои вакансии, несмотря на то, что зарплаты у них средние по рынку или даже выше, например, из-за расположения в пригороде. Случается, что решить эту проблему можно только с помощью целевых наборов. Чаще всего обучение по целевым программам начинается с третьего курса. Однако в новом учебном году приступят к занятиям первокурсники из первого коммерческого целевого набора. Это 50 человек, отобранных из числа слушателей подготовительных курсов, за обучение которых платит компания-заказчик. Они, в свою очередь, будут обязаны три года после выпуска отработать в этой компании», — рассказывает Анна Грачева.

И швец, и жнец

Требования к юристам и их специализации на рынке труда стали меняться. Если раньше многим были нужны люди с узкой специализацией, то теперь в коммерческих структурах все чаще требуются специалисты широкого профиля, способные в одиночку решить все задачи, возникающие при работе фирмы. Для того, чтобы количество таких специалистов соответствовало спросу, необходимо вносить изменения в образовательный стандарт, причем к этой работе должны подключаться не только теоретики, но и практики, знающие жизнь не по учебнику. Только в этом случае деятельность молодого юриста на первом месте работы перестанет начинаться со слов «А теперь забудьте все, чему вас учили в вузе!».

Продукт или полуфабрикат?

Некоторые сложности таятся и в переходе на двухуровневую систему образования. Новый образовательный стандарт в области юриспруденции введен в действие почти год назад (приказ Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 года №464), и вместо специалистов вузы готовят бакалавров и магистров. Работодатели зачастую не готовы к восприятию новых реалий. Бакалавр нередко на чисто психологическом уровне воспринимается как «недоделанный» специалист, некий полуфабрикат, и ему предпочтут магистра. Это грозит появлением нового перекоса: появится множество безработных бакалавров на фоне дефицита выпускников магистратуры.

Таким образом, можно вывести несколько правил для молодых юристов, желающих найти свое место на рынке труда.

1. Оптимальным временем для поиска первой работы по специальности считается 3–4 курс. Если начать работать за полтора-два года до выпуска, то к моменту защиты диплома вы будете обладать не только практическим опытом, но и навыками работы с клиентами, и, что немаловажно, работы в коллективе.
2. При отсутствии стажа работы по специальности в резюме стоит внести сведения о любом опыте: практика на производстве или стажировка в какой-либо компании и так далее. Это поможет доказать работодателю, что вас, возможно, придется учить некоторым навыкам, но, по крайней мере, не с нуля.
3. Узкая специализация, с одной стороны, повышает вашу возможную стоимость, но с другой — сильно сужает круг потенциальных «покупателей». Так что выбор между разными специализациями может быть похож на выбор между журавлем в небе и синицей в руках.
 

Елена Янковская

 
« Пред.   След. »