Главная arrow Работа и Карьера arrow Не место для показа мод: какой в компаниях дресс-код?
Не место для показа мод: какой в компаниях дресс-код?

Не место для показа мод: какой в компаниях дресс-код?

В офис нужно одеваться со вкусом. Но так, чтоб быть во вкусе работодателя. Словом, футболке и джинсам — нет, нет, нет, а костюму и галстуку — да, да, да. Какие правила офисного стиля одежды устанавливают современные работодатели?

Одежда отечественная, дресс-код заграничный...

О корпоративном стиле одежде впервые заговорили в постсоветский период при появлении первых иностранных контор. Зарубежные компании, активно захватывающие рынок после распада Союза, привнесли в жизнь российских тружеников не только свою культуру общения и способ ведения бизнеса, но и манеру одеваться.

Новоявленное офисное явление — дресс-код — сразу наложил запрет на любые вольности в одежде: мини, декольте, яркий макияж, джинсы, кроссовки и многое другое. Согласно офисному стилю — попадающего в категорию business formal — мужчины на работу должны были носить исключительно деловые костюмы, рубашки светлых тонов и галстуки. А женщины — костюмы с брюками или юбкой, строгие блузки, прозрачные телесного цвета колготки и туфли-лодочки на умеренном каблуке.

Было принято считать, что в такой «униформе» сотрудники уже одним своим видом демонстрировали уважение и вызывали доверие у клиентов или деловых партнеров. Чего не скажешь о повседневной одежде, которая давала только лишний повод усомниться в серьезности работников и стабильности компании.

Как правило, требования и нормы дресс-кода — что нужно носить в офис, а что категорически нельзя — не просто оговаривались с сотрудниками, а письменно и по пунктам закреплялись в трудовом соглашении или правилах трудового распорядка. Западная педантичность заранее предусматривала различную интерпретацию расплывчатого понятия — офисный стиль одежды. Как известно, то что руководитель сочтет вульгарностью и безвкусицей, сотрудник может вполне уверенно отнести к стилю bisiness formal.

Дресс-код: 20 лет спустя

По истечении двадцати лет можно с уверенностью сказать, что дресс-код в России не только прижился, но и с каждым годом укрепляет свои позиции. Сегодня почти во всех компаниях принят гласный или негласный кодекс одежды, но, в зависимости от специфики сферы деятельности, отношения сотрудников к правилам в одежде и культуры руководителя каждая компания самостоятельно определяет рамки своего дресс-кода.

Определенно более консервативны в одежде сотрудники крупных международных или государственных компаний, юридических организаций и финансово-кредитных учреждений.

«Правила дресс-кода нашей компании описаны в документе "Обязательные требования к внешнему виду сотрудника ЗАО "Райффайзенбанк"" и в Стандартах обслуживания банка, — рассказывает Алексей Иодко, HR-директор Райффайзенбанка. — С данными документами каждый сотрудник знакомится при приеме на работу, они обязательны и распространяются во всех региональных филиалах и точках продаж банка. С самого первого дня работы внешний вид сотрудников должен соответствовать репутации и имиджу банка, а также деловой обстановке».

В компаниях, далеких от финансово-юридической сферы, обычно действуют более мягкие правила в отношении внешнего вида сотрудников.

«Формальные требования к внешнему виду сотрудника закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, с которыми сотрудник знакомится при подписании трудового договора, — рассказывает Павел Громов, и. о. директора по управлению персоналом TNT Express в России. — Но на практике дресс-код в разных отделах реализуется по-разному. Как правило, законодателем требований к дресс-коду является начальник. Если дресс-код не бросается в глаза, значит, начальник этого отдела не считает необходимым устанавливать какие-то жесткие требования».

«В нашей компании не существует строгого дресс-кода, — поддерживает Наталья Агапова, помощник генерального директора ООО «Ивеко Руссия». — Во всяком случае, в трудовом договоре он не прописывается. Сотрудники сами выбирают одежду, в которой им будет удобно. Но разумеется, все в разумных пределах».

Белый верх, черный низ?

Носить нижнее белье телесного цвета, и непременно из микрофибры, — одно из самых дерзких требований за всю историю корпоративного дресс-кода недавно прописали в известном швейцарском банке UBS.

В истории отечественного дресс-кода о таких требованиях пока ни одна компания не заявляла. Конечно, встречаются организации, где на нескольких страницах контракта детально прописывают, во что сотрудник должен быть одет, как часто менять одежду, как стричься и как следить за ногтями. Но все же чаще российский дресс-код подразумевают ни свод правил на десяток страниц, а лишь формальные требования к внешнему виду работников.

«В книге для новых сотрудников "Employees Handbook" мы пишем следующее: "Как минимум, наши сотрудники должны иметь приличный внешний вид и соблюдать личную гигиену, чтобы не создавать неудобства своим коллегам и клиентам, — рассказывает Павел Громов. — А так офисные сотрудники могут носить на работе одежду неформального стиля — smart casual. Также у нас действуют "неформальные пятницы" или casual days, когда перед выходными в офисе отменяется дресс-код».

По словам эксперта, строгие требования в отношении дресс-кода предъявляются только к сотрудникам, которые общаются с клиентами и поставщиками, а также к курьерам и операторам, которым выдается специальная корпоративная форменная одежда.

«В нашей компании строгий костюм носят только менеджеры, работающие непосредственно с клиентами, и, конечно, генеральный директор, — рассказывает Наталья Агапова о требованиях дресс-кода компании ООО "Ивеко Руссия". — Сотрудники отдела продаж придерживаются офисного стиля, но строгих ограничений по фасону или цвету у нас нет. Остальные сотрудники ходят на работу в повседневной одежде».

«У нас в компании принят деловой стиль для всех и свободный стиль в пятницу, однако представители отдела коммерции всегда приходят в деловом стиле», — дополняет Елена Парамонова, менеджер по подбору персонала и внешним коммуникациям компании L’Oreal.

Как и положено, чуть строже дресс-код в банках. Алексей Иодко рассказал о требованиях дресс-кода в Райффайзенбанке: «Предпочтительная форма одежды в банке — деловой костюм и галстук для мужчин, рубашки светлых тонов, сочетающиеся с костюмом, и деловой костюм с юбкой или брюками классического покроя для женщин. Данные требования обязательны для работников банка в течение всей рабочей недели, включая пятницу».

Умные — налево, красивые — направо?

Несмотря на повсеместное засилье дресс-кода в отечественных компаниях, сотрудники пока не пришли к единому мнению относительно введения ограничений в одежде.

«Никогда не буду придерживаться никакого дресс-кода, — категорически против каких-то правил в одежде на форуме Rabota.ru выступает пользователь Griga. — Если бы стали настаивать, развернулся бы и ушел. Требования дресс-кода воспринимаются мной как наглость и элемент порабощения».

«Каждому из нас будет неловко, сидя в кресле посетителя, увидеть оголенные ноги раскрепощенной секретарши, волосатую грудь специалиста банка или выпирающие бочки из под короткой кофточки продавщицы рыбного отдела, — напротив, поддерживает введение корпоративного стиля пользователь форума под ником Zaza.

Но как оказалось, далеко не всем сотрудникам «угрожает» дресс-код. Чаще всего в российских компаниях пристально следят за внешним видом сотрудников, только если те как-то взаимодействует с внешней средой: участвуют в переговорах, ездят на встречи, общаются с клиентами, работают в условиях большого скопления людей.

«Дресс-код позволяет отличить сотрудника TNT и является частью имиджа нашей компании, — добавляет Павел Громов. — Также он создает деловую атмосферу в офисе, а мы часто приглашаем в офис партнеров и клиентов».

Гораздо реже дресс-код вводят для работников творческих и аналитических профессий, то есть тех специалистов, которые почти не выходят «в свет»: программистов, бухгалтеров, аналитиков, дизайнеров. Внешний вид сотрудников «невидимого фронта» никак не отражается на имидже компании и тем более не способен как-то повысить эффективность работы специалистов.

«Несмотря на то, что i-Free — далеко не маленькая компания, дресс-код у нас не принят, — рассказывает Фаина Лернер, руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free. — Это связано, прежде всего, со спецификой бизнеса и с корпоративными ценностями i-Free: компания работает в сфере инноваций, и во многом наша деятельность завязана на разработки и IT-сегмент, а в этом мире традиционно более демократичная атмосфера, и дресс-код здесь скорее является исключением. Кроме того, одной из главных ценностей компании является Личность, а это предполагает возможность самовыражения — в том числе и в одежде. Большинство наших сотрудников обычно одевается в стиле casual или street-style, но некоторые предпочитают new look, винтаж или минимализм. Однако если формат встречи с клиентом или партнером, проходящей в офисе или вне его, предполагает исключительно деловой стиль, сотрудники одеваются соответственно. И это не вопрос внутреннего регламента — просто каждый сам чувствует и понимает, какая одежда будет уместна в том или ином случае».

Дресс-код — не приговор

Если до сих пор вы придерживались свободного стиля в одежде, а тут начальство объявило о запрете футболок и джинсов, не стоит паниковать. Отнеситесь к дресс-коду не как к своду строгих правил, исключающему любые проявления индивидуальности в одежде, а как к хорошей подсказке всегда одеваться «к месту» и «ко времени».
 

Гуля Ягудина

 
« Пред.   След. »