Главная arrow Работа и Карьера arrow Внимание, джентльмен в офисе!
Внимание, джентльмен в офисе!

Внимание, джентльмен в офисе!

Общепринятые правила этикета гласят, что мужчина должен открывать перед дамой дверь, вставать в ее присутствии и вообще всячески демонстрировать галантное поведение. Женщине, в свою очередь, нужно адекватно реагировать на подобные знаки внимания и не изображать «железную леди». Но действуют ли данные правила в рабочей обстановке?

Кавалеры приглашают

В офисе, как известно, все равны. Но если мужчина в принципе придерживается правил этикета, то и на работе будет вести себя обходительно по отношению к коллегам женского пола. С одной стороны, это хорошо. С другой — нужно знать меру, поскольку и этика может дойти до абсурда. Например, довольно странно выглядит ситуация, когда в кабинет заходит сотрудница — и тут же вскакивает пара-тройка коллег-мужчин, чтобы отодвинуть ей стул.

Современные работодатели не требуют от работников галантного поведения и не подчеркивают явно выраженного гендерного разделения коллектива.

«Например, у нас действуют общепринятые корпоративные стандарты общения и правила этикета для всех сотрудников компании. Поэтому мы приветствуем уважение к каждому, вне зависимости от его пола, статуса, должности или стажа работы. В остальном мы стараемся придерживаться принципа "разумности" — по умолчанию мужчины обычно первыми пропускают женщин на выходе из лифта, но если в кабине много человек, то излишнее стремление казаться предельно вежливым может привести всех в общее затруднение. Также у нас принято приветствовать новых гостей или клиентов, вставая, независимо от того, мужчины это или женщины», — рассказывает Павел Громов, директор по работе с персоналом и правовому обеспечению, TNT Express в России.

Но если вам все-таки хочется руководствоваться этикетом, то, по мнению психологов, можно придерживаться следующих правил:

«Следует здороваться с друг другом. Первым здоровается мужчина. При приветствии нужно соблюдать пределы максимально комфортной зоны — 1,5–2 метра. Нарушение может привести собеседника к дискомфорту. Не поощряется и проникновение в так называемую интимную зону — 45 см, а уж тем более внезапные прикосновения: похлопывание по плечу, хватание за руку и так далее. Это может быть воспринято как фамильярность.

Воспитанный мужчина и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии употребление острых выражений и грубых слов, встанет, если женщина стоит», — комментирует Хельга Поливанова, психолог портала «Эльтуиция».

Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического Центра на Волхонке, советует женщинам, в свою очередь, не принимать в штыки проявления галантности на рабочем месте.

«Насколько я вижу, наши женщины стараются в чем-то подражать западным леди, но в душе им приятно такое мужское джентльменское галантное поведение. Приятно, выходя из машины, опереться (пусть даже только обозначив прикосновение) на мужскую руку. Приятно, когда мужчина помогает надеть пальто. Все это не есть признаки слабости, с которыми надо воевать, доказывая свое равноправие», — добавляет эксперт.

Лучшее — враг хорошего

Да, действительно, вполне можно пропустить девушку-коллегу без очереди или поздороваться первым. Однако неплохо знать границы разумного и помнить о следующих постулатах, которые помогут не попасть в нелепое положение.

— Не стоит при встрече целовать дамам руки. Особенно если вы — начальник. Такое выражение галантности может привести к тому, что сотрудницы при виде вас будут пускаться наутек по офисным коридорам.

— Женщинам не нужно относиться к этикету со всей серьезностью. Не надо, например, стоять возле входной двери в офис и ждать, когда же появится мужчина и откроет ее. Ведь на это можно потратить весь рабочий день.

— Мужчинам не стоит вскакивать с места каждый раз, когда в кабинет заходит кто-либо из коллег-женщин. Также лучше не бросаться всей гурьбой открывать дамам двери — это может создать некоторые неудобства в проходе.

— Не стоит устраивать показательные демонстрации обходительности (не делать каждой сотруднице по три комплимента в час, не предлагать помощь во всех мелочах — например, донести кружку от кофе-машины до рабочего стола).

Шеф — не джентльмен?

Мужчине-руководителю в плане этикета сложнее, чем обычному работнику. Начальник должен быть эталоном вежливости и галантности для своих подчиненных. Однако, как показывает практика, соблюдение правил хорошего тона может доставить управленцу определенный дискомфорт. Например, целесообразно ли вставать, когда в кабинет входит сотрудница? А если абсолютно все подчиненные — женщины? И наведываются они к руководителю каждые три минуты?

«У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудница для решения текущего вопроса. В случае длительного разговора начальник предлагает ей присесть», — уверена Хельга Поливанова.

Не менее важный вопрос — стоит ли как-то по особому, учитывая женскую психологию, указывать сотрудницам на их рабочие ошибки?

«Мужчине-руководителю, в подчинении которого находятся женщины, безусловно, имеет смысл учитывать психологические особенности сотрудниц — не столько даже с точки зрения необходимости соблюдать нормы этикета, сколько просто для большей эффективности взаимодействия. Как бы примитивно это ни звучало, но уместный комплимент приятно услышать любой современной женщине, а позитивный эмоциональный фон помогает ей и правильнее воспринимать критические замечания мужчины-начальника, и вообще успешнее работать», — считает Илья Шабшин.

«Хвалить женщину лучше всего именно за реальные заслуги, в которых вы уверены на 100%. В противном случае вы рискуете навлечь на себя гнев, так как "вы сегодня так хорошо выглядите" может прозвучать как ирония», — резюмирует Хельга Поливанова.

В целом, соблюдение правил этикета и джентльменское поведение — это не плохо и даже похвально. Главное — не перегибать палку. Кроме того, работодатели, как говорит Павел Громов, ценят в сотрудниках не только профессиональные, но и личностные качества. Поэтому корректное и уважительное отношение к коллегам — это непременное условие поведения каждого сотрудника.

Тамара Рукосуева

 
« Пред.   След. »