Главная arrow Работа и Карьера arrow СамоСовершенство
СамоСовершенство

Перфекционизм

«Все или ничего!» — его жизненное кредо. Он с повышенным вниманием относится к деталям и постоянно стремится к совершенству буквально во всех аспектах жизни. Трудовые обязанности — не исключение. Перфекционист совсем не признает ошибок и боится неудач. Его начинает посещать чувство дискомфорта, когда плоды трудов не оправдывают ожиданий. Он впадает в панику, если поставленные наполеоновские планы не выполняются. К чему может привести стремление к лучшему?

Дойти до самой сути

Тщательно отглаженные шнурки и начищенные до блеска туфли, идеальный порядок дома и образцово-показательный — на рабочем месте, выполнение работы на все 100% (и не меньше!), завершение поставленных задач и проектов по высшему разряду… Основная суть перфекционизма сводится к сильнейшему (а порой навязчивому) стремлению быть совершенным во всем.

«Различают философский и психологический перфекционизм. Философский причина бесконечного самосовершенствования. Психологический это убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме перфекционизм базируется на убеждении, что несовершенный результат работы неприемлем», говорит Марина Зырянова, руководитель проекта в крупной аутсорсинговой компании, преподаватель вебинаров в проекте MBA Live Мoscow Business School.

Выполняя свои служебные обязанности, такой сотрудник в любой задаче находит минусы, которых для него, к слову, всегда гораздо больше, нежели положительных моментов. Перфекционист практически никогда не испытывает удовлетворения от проделанной работы, его преследуют мысли из серии «А ведь можно было сделать по-другому, гораздо лучше!», он в высшей степени самокритичен. В чем кроется его главная проблема?

«Его главная проблема заключается в невозможности управлять своим желанием “улучшать” ситуацию, в неуправляемом стремлении к идеальному исполнению и абсолютному качеству», — говорит Галина Яковенко, коуч, руководитель направления «Организационный коучинг» в компании «Тренинг-Бутик», тренер-консультант.

«Перфекционизм — это погоня Ахиллеса за черепахой. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее черепахи и находится позади нее на расстоянии в тысячу шагов. За то время, пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползет сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползет еще десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, а Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Основная проблема перфекциониста — это конфликт с самим с собой и отрыв от реальности, в которой, возвращаясь к известной легенде, Ахиллес уже давно обогнал черепаху. Вторая проблема — это проблема доверия. Перфекционист зачастую не осознает его великую ценность», — отмечает Марина Зырянова.

Бесспорно, перфекционист — педант до мозга костей, ставящий перед собой неоправданно завышенные цели, достижение которых порой может выходить за грани разумного. Таким людям гораздо проще ничего не делать, нежели взяться за задачу и выполнить ее небрежно.

Лучшее — враг хорошего

Стремление к идеалу — вещь полезная, и в том, что человек хочет быть совершенным во всем (в частности, в выполнении своих трудовых обязанностей), нет ничего плохого. Стоит отметить, что сотрудники-перфекционисты — трудолюбивые, ответственные и усердные люди. Однако в этом вопросе существует тонкая грань, при переходе которой перфекционизм может приобрести болезненно-патологическую форму, то есть вылиться в постоянное бесполезное стремление к недостижимому.

Делая свою работу, перфекционист будет мучить себя буквально до изнеможения. Придираясь к мельчайшим деталям, он будет изо всех сил стараться сотворить «шедевр». И, погрузившись в процесс, будет очень и очень долго сидеть над выполнением задания, забывая о таких важнейших вещах, как скорость и объем работы. Его внимание сконцентрировано исключительно на качестве, он «теряется» во времени, что само собой снижает вероятность выполнения поставленной задачи в срок.

Как установить грань между качественной (и оперативной!) работой и идеальным творением? Всегда ли качество важнее количества? Ведь гораздо проще сделать что-либо на стандартно хорошем уровне, не забывая о скорости и объемах, нежели пытаться достичь абсолютного идеала…

«Грань между качеством и временем выполнения задания, — говорит Галина Яковенко, — задается через оценку ситуации, в которой выполняется задание. Есть время и ресурсы — можно делать предельно качественно. Нет времени и ресурсов — отвечаем на вопрос: в каком виде выполняем задание, в чем происходит потеря качества, как это отразится на конечном результате? И принимаем разумное решение».

Однако Марина Зырянова полагает, что качество и перфекционизм не являются синонимами. «Качество (субъективно) — это степень удовлетворения потребности. Качество (объективно) — это свойство, реально удовлетворяющее потребителя», — приводит эксперт слова Каору Исикава, выдающегося японского специалиста в области качества.

«Перфекционист убежден, что всегда можно достичь лучшего качества, он часто готов идти на это даже в ущерб количеству. Установить грань между “хорошо” и “быстро” можно, используя критерии качества. Эти критерии должны быть конкретны, измеримы и адекватны. Приняв такое соглашение с другими или с самим собой, перфекционист сместит фокус внутреннего контроля с эмоциональной оценки качества своего продукта на условно-объективную (по заранее выбранным критериям).

Так работает стандартизация в производственном процессе. Устанавливаются стандарты качества и настраиваются технологии, обеспечивающие выполнение этих стандартов. Никому не придет в голову быть перфекционистом, например, на станке, изготавливающем гайки и болты. Гайки и болты делают быстро, много и, в общем-то, хорошо. А вот, к примеру, прически в парикмахерских в однозначные стандарты уложить почти невозможно. И это приводит к перфекционизму. Так, несколько лет назад я лишилась длинных волос, попросив всего лишь подровнять их. А мастер, будучи перфекционисткой, подравнивала до тех пор, пока длины волос не осталось на мужскую короткую стрижку», — рассказывает Марина Зырянова.

Perfectio: pro & contra

Разумеется, очень часто желание быть идеальным приводит к совершенно противоположным результатам и начинает нести в себе негативные оттенки. Чем чревато «дум высокое стремленье»? К каким последствиям может привести перфекционизм?

Хронический дискомфорт, постоянная самоцензура, перманентное беспокойство, огорчения, депрессия — далеко не все «симптомы» чрезмерного увлечения игрой «Хочу быть идеальным!». Эксперты рассказали и о других последствиях перфекционизма.

По словам Марины Зыряновой, перфекционизм — это пожиратель времени, один из самых мощных, безжалостных и энергоемких. Он часто приводит к эмоциональному выгоранию и стрессам. Кроме того, он провоцирует конфликты: вечное недовольство собой и другими отвлекает от сути решаемой задачи.

«Перфекционисты способны вынести мозг любому, у кого горят сроки, а продукт надо сдать. Пропущенная запятая, помарки, опечатки — все это может показаться пустяком обычному человек, но не перфекционисту. Отсюда появляются конфликты, срываются сроки, откладываются решения, теряется время», — говорит Марина Зырянова.

А Галина Яковенко отмечает, что перфекционизм чреват невыполнением заданий в срок, потерей актуальности выполняемого задания, постоянным внутренним напряжением от мультизадачного режима работы.

«Перфекционисту довольно сложно работать в ситуациях многозадачности, он сложно "переключается". Кроме того, он предъявляет ко всем участникам процесса выполнения работ неоправданно высокие требования. Перфекционист часто имеет повышенное эмоциональное напряжение, в том числе и в коммуникациях», — считает Галина Яковенко.

Но не стоит забывать о том, что у таких сотрудников, помимо отрицательных качеств, имеются и положительные. По словам Марины Зыряновой, перфекционисты хороши тем, что сделают все красиво. С их продуктом будет приятно иметь дело, они всегда обеспечат качество. С предыдущим мнением солидарна и Галина Яковенко, полагающая, что такой сотрудник реализует самое высокое качество выполнения работ и не терпит халатности. Кроме того, перфекционист имеет высокие компетенции в области выполняемых задач.

На заметку

Увидели в себе черты перфекциониста? Наши эксперты делятся ценными советами и дают рекомендации тем, кто столкнулся с этой «напастью».

Советы от Галины Яковенко: «”В стремлении к идеальному не забывай жить!” — говорил Лао-Цзы. 1. Смотрите на жизнь как на активный эксперимент, в котором что-то может происходить идеально или не совсем. 2. Научитесь работать в режиме многозадачности, когда с вашим участием реализуется 2–3 проекта. 3. Получите опыт работы в команде, когда не только вы отвечаете за результат, при этом критерии оценки результата определены совместно».

Советы от Марины Зыряновой: «1. Нужно четко расставлять приоритеты и концентрироваться на главном. 2. Необходимо доверять своим коллегам и партнерам. 3. Нужно выработать критерии оценки качества (2–7, не больше!), принять их и впредь руководствоваться только ими, а не эмоциональным отношением к своей работе».

Помните, что перед собой следует ставить реальные цели. При выполнении того или иного задания не нужно чрезмерно увлекаться процессом, а впоследствии биться головой об стену и ругать себя за недостаточно хорошо (по вашему мнению) проделанную работу. Стремление к совершенству и желание быть идеальным во всем — хорошее качество, главное — правильно расставлять приоритеты, не зацикливаться и соблюдать баланс.

Елизавета Ананьева

 
« Пред.   След. »