Главная arrow Работа и Карьера arrow Налоговый удав
Налоговый удав

Налоговый удав

Некоторое время назад портал Rabota.ru поднял тему налога на так называемые «высокие зарплаты» — 10% отчислений в Пенсионный фонд с суммы зарплаты, превышающей примерно 42,5 тыс. руб. в месяц. Первоначально сопровождавшийся валом публикаций в прессе, документ впоследствии был принят под шумок и прошел практически незамеченным. Редакция портала решила поинтересоваться мнением экспертов, прочувствовали ли компании изменения спустя несколько месяцев после введения новшества и как оно сказалось на сотрудниках сейчас или скажется позже.

Палка о двух концах

Напомним, что, согласно статье 58.2. «Тарифы страховых взносов в 2012– 2013 годах» ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сейчас применяются следующие тарифы страховых взносов:
в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (512 000 рублей в год) — 30%;
свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов — 10%.

В одной из речей в защиту нового налога Алексей Кудрин заявил: «Мы балансируем между макроэкономическим риском и рисками для конкретного предпринимателя». Подразумевается следующее: или предприниматели платят повышенный налог, или в стране начнется кризис, который скажется в первую очередь на социальных выплатах. На первый взгляд это справедливо. Ведь, как сказал уже бывший министр финансов, «высокооплачиваемые сотрудники в добывающем и финансовом секторах экономики без проблем перенесут новый налог». На малоимущих гражданах эта мера сказаться не должна, а Пенсионный фонд должен получить дополнительную поддержку. Но как аукнется рынку это робингудство? Не таит ли оно опасности для экономики страны? И не ударит ли парадоксальным образом повышение налога на «богатых» по малообеспеченным работникам? Самое время обсудить действие нового налога с экспертами Rabota.ru.

Как всегда, у палки два конца. С одной стороны — прямые поступления в бюджет, рост социальных выплат, а с другой — новые риски для экономики. Комментирует Валерия Миненкова, директор по персоналу Ozon.ru: «Изменение налогов для предпринимателей стало уже доброй новогодней традицией. Предприниматели уже знают, что Министерство финансов как рачительная хозяйка сверстает бюджет страны, поймет, на какую сумму не сходятся концы с концами, и подарит новый налог. Проблема заключается в том, что налоговая среда сегодня для предпринимателей совершенно непредсказуема, а чтобы создавать что-то и привлекать инвестиции, нужно планировать. Нет плана — нет инвестиций, нет инвестиций — нет развития экономики, нет развития экономики — нет роста ВВП и роста поступлений в бюджет. На мой взгляд — прямая связь между рисками конкретного предпринимателя и рисками макроэкономики все же существует. Увеличение рисков на микроуровне в большом масштабе приведет к кризису на макроуровне».

Так что попытка пополнить бюджет за счет новых налогов может серьезно ослабить экономику страны, особенно по сравнению с быстро развивающимися конкурентами. «Хотелось бы, чтобы ничего не менялось хотя бы лет пять, чтобы аспект налогов стал предсказуемым и стабильным. Тогда инвестиции не будут уходить в Китай, у которого примерно такая же инфляция, госдолг выше, зато ВВП растет гораздо быстрее. В том числе, за счет стабильной фискальной политики», — сетует Валерия Миненкова.

Свет и тень

Существует опасность, что с увеличением страховых взносов компании поддадутся соблазну перенести свои выплаты в тень. А возвращение зарплат в конвертах означает, что огромные суммы пройдут мимо бюджета. И тогда результат введения дополнительного налога будет противоположен его целям.

Однако крупные компании заявляют, что не намерены практиковать сомнительные налоговые схемы. «“БАТ Россия“ дорожит репутацией социально ответственной и законопослушной компании и в полной мере соблюдает законодательство Российской Федерации. В частности, новая политика по повышенной ставке страховых взносов не изменила нашу позицию как ответственного работодателя — мы делаем все необходимые налоговые отчисления, согласно новому законодательству», — говорит Ирина Вовк, менеджер по оплате труда и льготам «БАТ Россия». Не намерены изменять своим принципам и другие крупные компании. «Мы — социально ответственный бизнес, мы будем платить налоги, какими бы они не были и не уйдем в тень, хотя изменения последних лет были для нас серьезной встряской. Мы — e-commerce, то есть у нас много партнеров, других бизнесов, которые думают также», — говорит Валерия Миненкова.

Означает ли такая точка зрения, что компании в любых условиях намерены работать честно?

Разговоры не в пользу бедных

Да, похоже, что практика «конвертированных зарплат» компании больше не привлекает. Они намерены действовать в рамках закона, соблюдая, однако, свои интересы. А как это сделать? На ум приходит старый добрый принцип Тришкина кафтана: там отрезать, тут надставить.

«В прошлом году ввели 34% налог на низкие зарплаты и провели большую разъяснительную кампанию, объясняя, что это было сделано, чтобы поощрить работодателей их повысить. В этом году ввели налог на высокие зарплаты, правда, уже без комментариев. Следуя этой логике, видимо, ожидается, что работодатели должны понизить зарплаты, во всяком случае, налог их к этому поощряет», — рассказывает Валерия Миненкова.

По неофициальным данным, средняя зарплата по Москве уже в 2011 г. составила 43 тысячи рублей, так что налог ударит в первую очередь по жителям столицы.

Как известно, в экономике все взаимосвязано. «Обычно бизнес планирует свои расходы, в этом плане есть часть, выделенная на персонал, включая налоги, связанные с персоналом. В случае увеличения налогового бремени, увеличивается статья расходов на налоги, соответственно приходится уменьшать другие — пересматривать льготы, связанные с пенсионным обеспечением, медицинским обслуживанием, либо уменьшать расходы на обучение», — говорит Валерия Миненкова.

Таким образом, чтобы сохранить сотрудникам «высокий» доход, компании будут вынуждены «недодать» им других благ. На этом фоне забота о поддержке населения с помощью социальных выплат оказывается призрачной. «Если бы налога не было, эти деньги все равно были бы потрачены на персонал, только они вернулись бы от нас в экономику страны и наполнили бы сектор услуг. Мы бы закупили на эти деньги больше услуг по медицинскому обслуживанию и образованию, инвестировав их в воспроизводство человеческого капитала. А Министерство финансов получило бы налоги от продажи услуг, но чуть позже», — добавляет эксперт.

Еще вариант — отказаться повышать зарплаты тем, кто пока не переступил данный гигантский порог дохода. Или, как справедливо замечает Валерия Миненкова, и вовсе зарплаты понизить.

Кроме того, существуют сотрудники, которых компании готовы увести у конкурентов любой ценой. На их достатке, как правильно сказал экс-министр, новый налог не скажется. Сказаться он может на линейных работниках. В результате, чтобы привлечь в компанию дорогостоящие высококвалифицированные кадры, компании могут начать экономить на среднем персонале. Например те, кто сейчас получает 22 тысячи (средняя зарплата по России), возможно, будет получать 20, или вовсе останется без работы.

За налог, который «без проблем перенесут высокооплачиваемые сотрудники в добывающем и финансовом секторах», ответят сотрудники с небольшим опытом, а также уборщики, водители, вахтеры и работники других низкооплачиваемых специальностей. Что примечательно — все будет по-белому. А пострадают — люди.

 

 
« Пред.   След. »