Главная arrow Работа и Карьера arrow Ирина Алехина: &laquo-Плюсов от вступления в ВТО больше, чем минусов&raquo-
Ирина Алехина: «-Плюсов от вступления в ВТО больше, чем минусов»-

Ирина Алехина: «Плюсов от вступления в ВТО больше, чем минусов»

10 июля Государственная дума ратифицировала договор о присоединении России к ВТО. 9 августа наша страна официально станет членом международной организации. Отношение к ВТО в РФ двоякое: одни эксперты полагают, что присоединение может уничтожить целые отрасли экономики и спровоцировать рост безработицы, другие пророчат России экономический успех Китая. Портал Rabota.ru побеседовал с Ириной Алехиной, исполнительным директором Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», и узнал, чем обернется для нашей страны вступление в ВТО.

Ирина Геннадьевна, ВТО — это плюс или минус для России?

Первое, о чем следует сказать, это то, что на середину мая этого года ВТО насчитывала 155 членов организации. Это не только хорошо известные всем государства с развитой экономикой, но и такие страны как Барбадос, Бенин, Египет, Ямайка. Можно, конечно, традиционно искать свой сугубо индивидуальный путь, но кто сказал, что он будет правильным?

Второе — это поиск качества жизни. Когда меня спрашивают, как я отношусь к вступлению России в ВТО, я всегда задаю аудитории встречный вопрос: а на машинах чьего производства вы ездите? Или на какой машине мечтали бы ездить? Ответ очевиден. ВТО для России — это, в том числе, развитие нормальной конкуренции. Ведь выживет не просто сильнейший, а тот, кто сможет предложить более качественные товары, работы, услуги по разумной цене. Согласитесь, для каждого из нас как для потребителей это немаловажно. Пока мы живем в ситуации, когда производим товары одного уровня, а хотим потреблять другого, более высокого качества. В этом плане ВТО сыграет дисциплинирующую роль — либо производители будут создавать такие товары и оказывать такие услуги, работы, которые хотели бы покупать сами, либо они попросту не выдержат конкуренции и будут вынуждены прекратить свою деятельность.

Однако большинство российских товаров не сможет выдержать конкуренцию с западными аналогами. Например, российские машины при всем желании не идут в сравнение с зарубежными. Вы хотите сказать, что несколько тысяч работников АВТОВАЗа окажутся на улице?

Не следует забывать, что вступление в ВТО не свалилось нам на голову внезапно, переговоры шли столь длительный период, что времени на подготовку было более чем достаточно. А проблемы в автопроме у нас возникнут не только в связи с вступлением в ВТО. Не забывайте, есть еще и ЕврАзЭс — единое экономическое пространство с Казахстаном, Белоруссией и другими странами-участницами СНГ, Таможенный союз. Например, Белоруссия сейчас начинает активное производство китайских автомобилей, основным рынком сбыта которых наверняка станет Россия. Возникает вопрос: выдержит ли наше автомобилестроение конкуренцию хотя бы с китайскими машинами белорусской сборки?

На мой взгляд, отечественный автопром в том формате, в котором он сейчас существует, мягко говоря, не слишком привлекателен. Очевидно, что он обеспечивает занятость населения в определенном регионе — это социальный аспект. При этом не происходит ни модернизации, ни улучшения качества продукции. Автомобили не становятся лучше с точки зрения безопасности.

ВТО — это и пример структурного формирования экономики. Конкурировать с нами придут страны, где бОльшая часть населения занята в малом и среднем предпринимательстве. А мы мучаемся с тяжелым наследием теории моногородов. Возможно, на определенном этапе развития страны они были востребованы, но сейчас, в новых рыночных условиях, это неэффективный путь развития. В период недавнего кризиса моногорода уже проявили себя одним из наиболее «узких» мест в экономике страны. Чем привлекательно малое и среднее предпринимательство — мобильностью , легкостью переформатирования, устойчивостью.

ВТО поможет избавиться от экономически неэффективных моногородов?

Это не только вопрос экономический, он тесно связан с ментальностью нации, с равноценными условиями проживания в крупных городах и небольших поселения. Мы «оседлы» и в силу привычки, и в связи с разным качеством жизни на разных территориях. В ВТО разные страны, но изучать лучшие практики обязательно надо.

У экспертов серьезные опасения вызывает не только будущее российского автопрома. Под угрозой может оказаться тяжелое машиностроение и сельское хозяйство.

Россия — богатейшая держава, и не стоит думать, что наше единственное достояние — это нефть и газ. По оценкам экспертов, у нас сосредоточено 9% мировой пашни, 52% черноземных почв и 20% пресной воды. Это просто огромные ресурсы. Невозможно представить, чтобы работоспособное население при таком богатстве впало в нищету. Для этого просто ничего не надо делать. Вероятно, поначалу произойдет небольшой спад, но за ним обязательно последует подъем.

Тем не менее, пашни сейчас используются неэффективно, черноземные почвы в запустении... Многие связывают это с экономической политикой государства — населению просто невыгодно использовать эти ресурсы.

Мы привыкли во всем винить наше правительство. Но не надо ждать, что кто-то придет и сделает все за тебя — все надо делать самому. Однажды, беседуя с людьми, оказавшимися в довольно тяжелой ситуации, я услышала фразу: «Мы трудолюбивые, мы справимся». Это очень правильный подход. Надеюсь, что вступление в ВТО поможет изменить менталитет нашего населения.

Конечно, я не буду отрицать, что сегодня в России существуют определенные проблемы в законодательстве, которые порой мешают развитию предпринимательства. В этом отношении вступление в ВТО позволит дисциплинировать наших законотворцев. Соблюдение мировых принципов предпринимательства и защиты труда — одно из условий членства в ВТО. Чем быстрее мы сумеем стать более цивилизованными как работники, как работодатели и как законодатели, тем лучше мы будем жить.

Вступление в ВТО для рядовых россиян — это не только вероятность потерять работу, но и возможность найти новую, с лучшими условиями труда и с большей заработной платой. Какие еще плюсы ожидают жителей страны после вступления в ВТО?

На мой взгляд, плюсов от вступления в ВТО намного больше, чем минусов. Самое главное — как отнестись к этому процессу. Одни расценивают вступление как крах экономической системы, а другие — как толчок для дальнейшего развития. Безусловно, ВТО поможет создать новые рабочие места в России за счет дополнительного притока западных компаний. Мы — привлекательный рынок труда. И в связи с достаточно высоким уровнем образования, и, будем правдивы, в связи с более низким уровнем заработной платы, чем допустим, европейский. Заводы большинства мировых брендов сейчас размещены в странах Азии, и здесь мы точно составим им конкуренцию.

Бояться того, что наши граждане будут массово увольняться из российских компаний, чтобы устроиться в зарубежные фирмы, тоже не стоит — крупнейшие мировые бренды уже давно работают на территории России и без ВТО. Как мы видим, ничего страшного не произошло.

О пользе для России от вступления в ВТО говорят и прогнозы Всемирного банка. По их мнению, присоединение к ВТО принесет стране в среднесрочной перспективе около 3% ВВП ежегодно, с учетом роста заработной платы на 4,5% в год. В долгосрочной перспективе рост ВВП составит 11%, а зарплаты будут расти на 13-17% в год.

Самое главное, о чем стоит помнить россиянам: если сидеть и плакать, то ничего хорошего не произойдет. Не надо произносить модные слова «модернизация», «инновации». Надо создавать новые эффективные технологии, внедрять их. Ведь будущее станет таким, каким его построишь сам.

 
« Пред.   След. »