Мелкие бесы

Мелкие бесы

«Любимый начальник любимее любого любимого»
Ким Чен Ир

«Лесть гнусна, вредна» — эта истина, казалось, так хорошо усвоена, что даже не подвергается сомнению. Однако всегда появляются те, кто любит прислуживаться и заливать босса потоком сладких слов. И вот — руководитель поверил настойчивой лести и обеспечил своему обожателю прибавку или повышение. Но всегда ли достигает успеха тот, кто сеет лесть? И что делать, если в вашем коллективе появился «мелкий бес»?

Капелька сочувствия

Иногда подобострастие подчиненных трудно отличить от сопереживания. «Нельзя забывать, что руководитель в первую очередь человек, и как всем нам, ему очень важна эмоциональная поддержка со стороны команды. Будь то празднование достижения определенных результатов или содействие в решении возникших проблем», — говорит Максим Шестак, старший консультант по подбору персонала направления «Бухгалтерия и Финансы» Page Personnel. С ним согласен Владимир Якуба, старший партнер кадровой компании Tom Hunt: «В целом, конечно, лояльность сотрудников необходима. Учитывая объем информации в голове вашего шефа, нужно помнить о том, что он иногда нуждается в моральной поддержке».

Но не все так безобидно, как кажется. «Сама по себе похвала начальству помогает поддержать солидарность в компании, но если она совершенно неуместна и искажает действительность — руководителю стоит задуматься, — говорит Владимир Якуба. — Когда сотрудник говорит мне комплименты, у меня сразу возникает вопрос: а зачем он это делает? Есть такие сотрудники, которые используют свойственную людям доброту в корыстных целях».

Кроме того, не все льстецы одинаковы: помимо корыстных есть еще и патологические. «Все зависит от личностных характеристик сотрудника. Для некоторых — это неотъемлемое правило рабочей жизни, ее этикет: ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак. Для других — это действенный инструмент при продвижении по карьерной лестнице», — соглашается Максим Шестак.

Попавшие впросак

Без лести — никак, не прогнешься — не поднимешься. Мораль сословного общества еще подает признаки жизни. Бытует мнение, что в интересах карьеры людьми можно и нужно манипулировать. Почему не льстить начальнику, если он сам рад обманываться? Часто ли таким образом удается добиться значимых результатов? «К сожалению, да, — утверждает Владимир Якуба. — Тщеславие начальника только на руку хитрому подчиненному. Умелое общение, несомненно, может повлиять на карьерный рост человека».

Множество примеров подтверждает эффективность лести. Но немало случаев показывает, что успех подхалима призрачен. Даже тех, кто пренебрегает мнением коллег, подстерегает опасность: их кумир может в лучшем случае остаться равнодушным к их излияниям. А в худшем — пользоваться угодливостью подчиненного, не предлагая ничего взамен.

Жанна, сотрудник PR-отдела крупного предприятия, всеми силами стремилась понравиться своей начальнице: готовила ей кофе (чем вызывала откровенные насмешки), дарила подарки. Тем не менее в период кризиса под сокращение попала именно она. Иногда начальники предпочитают держаться от таких людей подальше, чтобы не бросать тень на свою репутацию.

Но даже добившись вожделенного повышения, подхалим должен трезво оценивать свои способности. Его положение на новой должности очень шатко: рано или поздно возникнет необходимость проявить профессиональные качества. Если их нет — не спасет никакая лесть.

Для продвижения по службе в отделе развития сети обувных магазинов Светлана не жалела критики для коллег и похвал для директора. Со временем ее мечты начали воплощаться в жизнь — директор сделал ее своим заместителем. Все шло отлично до тех пор, пока директора не переманила более крупная компания. На его место назначили Светлану, и вскоре стало понятно, что она не справляется. Девушка держалась за должность изо всех сил. Ровно до тех пор, пока владелец компании не решил, что отдел развития вообще не оправдывает своего существования.

Подобные случаи подтверждают слова Владимира Якубы: «Хочется отметить, что серьезный специалист никогда не будет стелиться перед руководством для продвижения по карьерной лестнице. Обычно способ „подхалимства“ используют сотрудники, не обладающие достаточным профессионализмом».

Товарищеский суд

Тех, кто не преуспел в построении карьеры через лесть, не жалко. Но из-за них страдает работа всей команды. Коллеги-сослуживцы, как правило, терпеть не могут подхалимов. «В любом коллективе к подхалиму отнесутся с презрением, ведь часто его действия заметны окружающим», — подтверждает Владимир Якуба. Если же он пользуется успехом у руководства, то такая необъективность вызывает законное раздражение.«Одна из самых трудноизлечимых болезней современной корпоративной культуры — именно лесть и подхалимство, — продолжает эксперт. — Коллектив компании силен, когда все его составляющие вооружены единой целью. Такой персонаж, как подхалим, может разобщить команду. Из-за них портится психологическая обстановка в коллективе, возрастает напряженность».

Виталий работал страховым агентом в одной из столичных компаний. Когда сменилось руководство, многие сотрудники остались недовольны новыми порядками. Но Виталий не проявил солидарности с коллегами, а, напротив, постарался найти общий язык с начальством и преуспел в этом. Начальник сделал его своим заместителем, и его оклад удвоился. Но вскоре агентству пришлось срочно искать новых сотрудников — почти все из бывших коллег Виталия уволились, не желая работать под его руководством.

Тем не менее бывает еще хуже: угодливый сотрудник может стать примером для коллег. В таком случае руководитель получит целый террариум подхалимов. «Вероятны оба варианта развития событий: вокруг льстеца, добившегося расположения руководителя, собирается группа коллег, пользующихся его же методами для достижения уже своих целей. Или же против такого человека объединяются все остальные. Такие расколы в коллективе тоже чреваты сбоями в работе, снижением уважения к руководству и даже увольнениями», — резюмирует Максим Шестак.

Меры пресечения

Как быть, если подхалим узурпировал благосклонность начальства? Владимир Якуба советует следующее: «Я придерживаюсь принципа, что все в этом мире достигается через общение. Попытавшись напрямую поговорить с таким коллегой, коллектив ничего не потеряет. Но в случае негативной реакции сотрудники рискуют оказаться под ударом руководства. Ведь кто знает, как далеко зашли подхалимски-заискивающие отношения подчиненного и начальника». Также, по его мнению, шутки и подтрунивание могут стать невинным, но действенным способом борьбы с подхалимом.

Однако дело может зайти еще дальше. Максим Шестак предупреждает, что рано или поздно настоящий подхалим решит прыгнуть выше и обойти предмет своего «обожания»: стать начальником и оставить бывшего босса в дураках. «Его коллегам можно было бы посоветовать в этот момент и раскрыть руководителю на него глаза», — советует эксперт. Кроме того, почти всегда из лебезящих подчиненных получаются начальники в лучшем случае посредственные, а в худшем — самодуры и тираны. Поэтому руководителю, который беспокоится о будущем компании, следует держать с подхалимом дистанцию.

Но в конечном итоге очень многое зависит от руководителя. «Если сам начальник допускает подобное поведение, тем самым теша свое самолюбие, он подвергает опасности позитивный климат в организации в целом, — утверждает Владимир Якуба. — В случае, когда руководитель адекватно оценивает ситуацию и дорожит лояльностью коллектива, он обязательно сам поймет, насколько уместна похвала со стороны подчиненного. Шеф должен быть справедлив по отношению к своей команде и эмоционально подпитывать каждого сотрудника. Тогда он сможет сформировать сильный коллектив единомышленников и добиваться хороших результатов». С этим мнением соглашается Максим Шестак: «В любом случае в первую очередь сам руководитель должен понимать, что в коллективе важны сбалансированные отношения».

 

 
« Пред.   След. »