Главная arrow Работа и Карьера arrow Ничего личного
Ничего личного

Ничего личного

Каким бы профессионалом ни был рекрутер, как бы объективно он ни рассматривал вашу кандидатуру на собеседовании, тем не менее личностный фактор играет далеко не последнюю роль в подборе персонала. Даже самому выдающемуся специалисту могут отказать в приеме на работу только лишь по причине личной неприязни.

Подобная ситуация, наверное, близка многим соискателям, за плечами которых немалый опыт общения с рекрутерами. Казалось бы, у вас есть все для успешного прохождения собеседования на желаемую вакансию: богатый послужной список, все необходимые навыки и умения, блестящее образование и хорошие рекомендации. Но уже после минуты общения с HR-специалистом вы понимаете, что не понравились ему. Далее беседа проходит в довольно прохладной атмосфере: вы пытаетесь доказать специалисту по кадрам, что обладаете всеми качествами для данной работы, а он в свою очередь старается сделать вид, что ему интересно то, о чем вы говорите. Заканчивается интервью дежурной фразой «Мы вам перезвоним», но, как правило, никакого ответа от компании не приходит.

Всему виной — пресловутый личностный фактор. Прическа, цвет глаз, речь, одежда, запах — любая деталь может оказать серьезное влияние как на ход интервью, так и на его итоги. Но не стоит забывать о том, что элементы вашего образа могут вызвать как негативное впечатление у рекрутера, так и сугубо положительное.

Дмитрий, PR-менеджер: «Полгода назад я устраивался в PR-отдел одной компании. Даже несмотря на то, что послужной список у меня был внушительный, я все равно волновался перед интервью — все-таки, большая организация, с именем, и конкурс на желаемую должность был высоким. Странное поведение девушки-рекрутера я заметил сразу же после того, как мы сели за стол. Вдруг ее дежурная улыбка исчезла с лица, а в глазах появилось легкое волнение и интерес. Мне показалось, что она как-будто принюхивалась ко мне. Честно говоря, я даже немного испугался: вдруг запах моего одеколона ей не понравился. Однако все оказалось наоборот: в ходе интервью эйчар постоянно заинтересованно на меня смотрела и по возможности старалась подсесть ко мне ближе. Приходилось работать сразу на два фронта: как специалист, рассказывающий о своих трудовых подвигах, и как мужчина, которому симпатичная девушка оказывает знаки внимания. В общем, интервью закончилось, и мы попрощались. Как и следовало ожидать, спустя неделю специалист по кадрам перезвонила мне и пригласила на работу. Первые недели на новом месте я ожидал всяческих знаков внимания от нее, но ничего не происходило. О причине своего поведения на собеседовании девушка-рекрутер рассказала мне лишь недавно на корпоративной вечеринке. Оказалось, что я тогда пользовался точно такой же туалетной водой, что и ее первый молодой человек еще в студенческие годы. По-видимому, знакомый запах заставил ее вспомнить минувшие времена и расположил ко мне. Конечно, я прошел собеседование благодаря своему профессионализму, но запах одеколона, на мой взгляд, тоже оказал серьезное влияние на результат интервью».

Знакомство за две секунды

Гарвардский психолог Налини Амбади провела интересный эксперимент с целью узнать, сколько времени нужно человеку, чтобы составить мнение о своем собеседнике. Группе студентов она показывала минутные ролики с записью выступления профессоров университета и просила оценить их по пятнадцати пунктам. После этого было принято решение сократить ролики до десяти секунд, которые просмотрела уже другая группа студентов. Как ни странно, но результаты у двух групп были примерно одинаковыми. Затем Амбади решила еще укоротить ролики и сделала их пятисекундными. А после этого и вовсе сократила видеоряд до двух секунд, при этом преподаватели на экране даже ничего не говорили — просто появлялось их изображение. Как вы уже, наверно, догадались, результаты после просмотра двухсекундных роликов были схожи с оценками после минутного видеоряда. Однако самым удивительным в данном исследовании оказалось то, что рейтинги практически полностью совпали с оценками тех студентов, которые посещали лекции этих преподавателей в течение целого семестра. В результате Налини Амбади пришла к выводу, что впечатление о человеке складывается в течение первых двух секунд, а с течением времени корректируется, но кардинально не изменяется.

Таким образом, результаты данного исследования наглядно показывают всю силу личностного фактора. Вы еще не успели поздороваться с эйчаром и присесть на стул, а мнение о вас уже составлено. И хорошо, если оно будет положительным — тогда в течение интервью вам необходимо лишь рассказать о себе как о профессионале, стараясь не испортить первое впечатление. Гораздо хуже дело обстоит в случае, если по какой-либо причине вы не понравились рекрутеру. Но даже в этой ситуации у вас есть все шансы успешно пройти собеседование.

Разведка боем

Большинство HR-специалистов — хорошие психологи, которые довольно умело маскируют свои эмоции под дежурной доброжелательной улыбкой. Однако наблюдательный соискатель сможет распознать, какие чувства вызывает его персона у кадровика. Легкая, еле заметная ирония в разговоре, неосознанное стремление дистанцироваться, попытки сократить речь соискателя раньше, чем необходимо — все это может навести вас на мысль, что вы не понравились рекрутеру. Правда, сразу стоит отметить, что эти «маяки» говорят о личностном факторе лишь в самом начале диалога, когда вы еще не успели приступить к разговору о ваших профессиональных качествах. Если такое поведение специалиста по кадрам вы наблюдаете лишь в конце беседы, то речь идет вовсе не о личном отношении. Скорее всего, вы просто не устраиваете его как профессионал.

Если вы заметили, что рекрутер относится к вам негативно, попробуйте понять, что именно является раздражителем для вашего собеседника. Как правило, человек постоянно обращает свое внимание на те вещи, которые ему не нравятся. Например, специалист может в течение одной минуты несколько раз посмотреть на ваши руки, которые он считает неухоженными или же, наоборот, ваш маникюр кажется ему вычурным. Единственный выход — удалить из поля зрения эйчара то, что его раздражает. В данном случае вы можете опустить руки на колени или убрать их под стол. Если же вы заметили, что HR-специалист незаметно принюхивается и при этом старается держаться на максимальной дистанции от вас, то, скорее всего, ему просто не понравился ваш парфюм, или же он ассоциируется у него с неприятным моментом в жизни. Поэтому не стоит дергать тигра за усы — незаметно отодвиньтесь от рекрутера. Это позволит специалисту сконцентрироваться именно на ваших профессиональных навыках и умениях, а не на том, что его отвлекает.

Умеренность во всем

Евгения, секретарь: «В течение месяца я искала работу секретаря. Ходила на четыре собеседования — везде одни отказы. Несколько раз переписывала свое резюме, даже репетировала представительную речь для интервью перед зеркалом, но результат был всегда одинаков. Однажды мой знакомый обратил внимание на мой маникюр (к слову сказать, я всегда уделяла ему очень пристальное внимание) и спросил, удобно ли мне набирать с такими длинными ногтями текст на клавиатуре. Я ответила, что привыкла и печатаю быстрее, чем многие. А после разговора мне в голову пришла одна мысль. Я избавилась от длинных ногтей, покрасила их прозрачным лаком и пошла на собеседование. И меня приняли на работу! Уже потом я поняла, что рекрутерам не нравился мой маникюр — все они очень часто во время беседы смотрели на мои руки. А я думала, что они в восторге от моих длинных ногтей».

Безусловно, невозможно нравиться сразу всем. Любая мелочь может стать как раздражающим фактором, так и расположить к вам собеседника. Однако на интервью лучше свести к минимуму детали, которые могут вызывать как симпатию, так и антипатию:

— Откажитесь от значков, браслетов, нашивок и прочих мелочей с символикой университета, вашего любимого клуба или других учреждений и заведений.

— Перед собеседованием лучше не используйте туалетную воду или духи. Если же вы не можете себе в этом отказать, то постарайтесь использовать парфюм в минимальных количествах, чтобы аромат распространялся не дальше чем на полметра от вас. Избегайте резких запахов.

— Не злоупотребляйте ювелирными украшениями — кольцами, серьгами и кулонами. Их обилие может привлечь чрезмерное внимание рекрутера.

— Надевайте простую, неяркую, но стильную одежду. Она позволит показать эйчару, что у вас есть вкус, но не будет отвлекать его от беседы. Также избегайте одежды с рисунками и надписями.

— Не стоит уделять чрезмерное внимание своей внешности: излишний макияж, витиеватая прическа, сложный маникюр отвлекают любого человека от разговора.

Не забывайте, что ваша главная цель на собеседовании — рассказать обо всех своих профессиональных качествах и убедить рекрутера в том, что вы идеально подходите для данной должности. Произвести впечатление вы должны, прежде всего, своим профессионализмом, а не эффектной внешностью. Также не стоит полагать, что такие ограничения во внешнем виде — это жертва вашей красоте в угоду лояльности специалиста по кадрам. Ведь любое собеседование — это деловые переговоры, которым ничто не должно мешать.

В определенном смысле личностный фактор на собеседовании может принести пользу и кандидату. Например, в том случае если он проходит интервью у своего будущего начальника. В данной ситуации важно сразу определить психологическую совместимость руководителя и потенциального сотрудника, и если вы с первого взгляда не понравились работодателю, то лучшим вариантом для вас обоих будет отказ в приеме на работу. В противном случае вас ждут постоянные неприятности на работе, ссоры с начальством и, как следствие, — увольнение со скандалом и подпорченная трудовая.

 
« Пред.   След. »