Главная arrow Новости arrow Кадровый потенциал электронных СМИ и телепроизводства: итоги и новые возможности
Кадровый потенциал электронных СМИ и телепроизводства: итоги и новые возможности

В первом квартале 2011 года количество вакансий, опубликованных в открытом доступе, выросло до 20% по сравнению с тем же периодом 2010 года, что можно было считать свидетельством выхода отраслевого рынка из кризиса. К середине года ситуация изменилась к лучшему не только по числу вакансий, но и по их качеству. Впервые после двух лет кризиса в открытом доступе появились высокооплачиваемые вакансии генеральных директоров, программных директоров, генеральных продюсеров, директоров по маркетингу. Однако в отличие от докризисного экстенсивного периода развития отрасли – с большим числом новых, хорошо финансируемых проектов и, соответственно, высоким спросом на специалистов и топ-менеджеров, а также порой неоправданным ростом их зарплат (кандидаты диктовали работодателю условия, на которых они готовы перейти в новые проекты), 2011 год не увеличил число рабочих мест в отрасли. Количество новых проектов было незначительно, а открывающиеся вакансии в большей степени были связаны с восстановлением сокращенных в кризис позиций или с ротацией персонала. Как и в кризис, условия на рынке по-прежнему продолжали диктовать работодатели. Конец 2011 года (в связи с прогнозами на финансовые итоги текущего года и на рекламные бюджеты следующего) снова «заморозил» рынок: в декабре прекратился рост вакансий, руководители департаментов на ряде телеканалов получили директивы о сокращении специалистов, работающих по контракту.

Репрезентативные исследования по рынку труда в медиаотрасли практически отсутствуют. Периодические обзоры предоставляет созданный при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ специализированный отраслевой портал о работе в медиа и рекламе MediaJOBS.RU – на основании публикуемых на портале вакансий и резюме, а также с учетом мониторинга профильных вакансий на других открытых ресурсах. Эти обзоры отражают состояние рынка труда в Москве.

Топ-35 вакансий в отраслях «Телевидение»
и «Телепроизводство», г. Москва, I-III кварталы 2011 год

Режиссер монтажа/Видеомонтажер

 129

Редактор

  97

Журналист/Корреспондент

  83

Телеоператор/Видеооператор

  71

Менеджер по продажам рекламы

  50

Продюсер

  42

Режиссер

  42

Дизайнер/Художник

  39

Видеодизайнер

  35

Шеф-редактор

  30

Бродкаст-дизайнер

  25

Ведущий программы/новостей

  18

Видеоинженер/Инженер видеомонтажа

  17

Продюсер/Режиссер эфирное промо

  15

 Сценарист/Автор

  14

Директор/Менеджеры по дистрибуции телеканалов

  12

PR-директор/PR-менеджер

  12

 Аналитик

  12

 Бренд-менеджер

  10

Звукорежиссер/Саундпродюсер

  10

Системный инженер, бродкаст

   8

Специалист по планированию эфира

   8

Web-дизайнер

   7

Музыкальный редактор

   5

Арт-директор/Креативный директор

   4

Звукоинженер

   4

Оператор ТЖК

   4

 Инженер ТВ-выпуска

   4

Генеральный директор телекомпании/радиостанции

   3

Руководитель/Специалисты по закупке контента

   3

Технический директор/Главный инженер

   3

 Директор по видеопроизводству

   3

Директор по исследованиям

   2

 Директор съемочной группы

   2

Руководитель интернет-проектов/Digital-директор

   2

Программный директор

   2

Директор по маркетингу

   2

Финансовый директор

   2

Источник: MediaJOBS.RU, Штаты.RU (анализировалось число вакансий, размещенных для Москвы на общих российских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU).

Рынок соискателей в медиабизнесе очень специфичен. За исключением отдельных специальностей, отрасль переполнена желающими работать на телевидении и в телепроизводстве. В среднем 1 000 новых резюме менеджеров и специалистов только с профильным опытом или образованием ежемесячно пополняют банк резюме портала MediaJOBS.RU. Всего в банке портала около 50 000 профильных для отрасли специалистов – либо получивших образование, либо имеющих опыт работы в медиа: телерадиовещании, телепроизводстве и рекламе. С учетом того, что в 2011 году даже в Москве среднемесячное число вакансий для всего медиабизнеса составляло не более 400, а для телерадиовещания и производства программ не превышало 200, безусловно, в количественном отношении можно говорить о перенасыщении рынка кандидатов. Статистика демонстрирует перепроизводство кадров по таким традиционным творческим специальностям, как корреспонденты, редакторы, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, дизайнеры, копирайтеры, сценаристы и PR-менеджеры. Потребность компаний в таких специалистах высока, вакансии публикуются регулярно, но при довольно большом банке резюме по этим специальностям уровень квалификации не часто отвечает требованиям компаний-работодателей, опыт соискателей недостаточен для того, чтобы компания предложила им работу.

Как видно из таблицы, в сфере телепроизводства на столичном рынке труда в 2011 году самой востребованной являлась специальность режиссера монтажа/видеомонтажера (129 вакансий). По числу вакансий на рынке 2011 года телепроизводство явно лидировало.

Телеканалам требовалось значительно меньше новых сотрудников, но среди немногих вакансий на телевидении были вакансии (2-3 за год) генеральных, финансовых, технических, программных директоров, директоров по маркетингу, исследованиям и интернет-проектам. Среди прочих категорий лидировали вакансии технических специалистов, и традиционно – специалистов по продажам рекламных возможностей.

Статистика может создать иллюзию, что, например, креативные, или арт-директора, программные директора, технические директора – вполне благополучные профессиональные группы на рынке телевидения и телепроизводства, и в достаточном количестве присутствуют в отрасли. Но в действительности высокие численные показатели предложения по этим специальностям связаны с тем, что сами вакансии единичны, открываются крайне редко. Высококвалифицированных кандидатов на эти вакансии настолько мало, что рынок, как правило, знает их поименно.

Количественные показатели, скорее, дают представление о том, сколько людей работают или хотели бы работать на телевидении и в телепроизводстве по определенным специальностям. Для получения более объективной картины необходима оценка качества этого ресурса и понимание того, насколько компаниям достаточна квалификация этих соискателей.

Соотношение числа резюме на одну вакансию в открытых источниках, г. Москва, 2011 год

Прим.: Анализировалось число вакансий и профильных резюме, размещенных в открытом доступе на период публикации соответствующих вакансий на общих российских порталах о работе и специализированном портале MediaJOBS.RU в течение 2011 года.

Суммируя количественные показатели рынка открыто публикуемых вакансий и резюме с результатами опросов крупнейших работодателей отрасли, проведенных в 2011 году экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» на тему «Проблемные вакансии и дефицитные специалисты телевидения и телепроизводства», дефицитными для рынка в первую очередь можно назвать следующие 10 профессиональных групп:

1) журналисты/корреспонденты, владеющие мультимедийными технологиями; 2) технические специалисты (ТВ и IT-технологии) ;
3) сценаристы и авторы программ;
4) продюсеры;

5) креативные и арт-директора;
6) режиссеры программ;
7) специалисты по дистрибуции телевизионного контента и телеканалов (в первую очередь в сегменте Pay TV) ;
8) специалисты по закупке контента и программированию каналов;
9) руководители интернет-проектов, digital-директора;
10) специалисты по маркетингу для новых медиа. Из других успешных предприятий можно отметить Интернет-магазин "Мобилочка" , который не первый год удерживает пальму лидерства по родажам в своей сфере. Среди относительно новых и поэтому остродефицитных специальностей телевизионного бизнеса необходимо выделить специализацию рынка платных ТВ-каналов, где существует дефицит директоров и менеджеров по закупкам и дистрибуции контента, продажам рекламы, директоров по маркетингу в силу отсутствия достаточного числа специалистов с опытом работы именно в этой сфере.

Еще более проблемным является кадровый рынок активно развивающейся ниши интернет-агрегаторов видеоконтента. Мультимедийные порталы, производители, агрегаторы и дистрибуторы видеоконтента работают на стыке интернет-технологий, интернет-маркетинга и производства медийного контента. Профессионалов с таким синтетическим опытом – как технических, так и специалистов по программированию и дистрибуции – компании выращивают практически с нуля.

В целом эксперты сходятся в следующем. Низкий уровень вузовской подготовки специалистов, а зачастую и отсутствие обучающей базы по ряду специальностей – прогрессирующая проблема всего российского рынка труда. Решение вопроса дефицита квалифицированных кадров для телевизионного бизнеса остро требует развития отраслевой системы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Это возможно лишь через объединение инициатив и ресурсов самих компаний, поставщиков продуктов и услуг, вузов, центров профессиональной подготовки и профессиональных ассоциаций, заинтересованных в кардинальном росте компетенций кадрового ресурса отрасли.

 
« Пред.   След. »