Главная arrow Аудит-Статьи arrow О принятии к учету неучтенных объектов благоустройства территории
О принятии к учету неучтенных объектов благоустройства территории

На территории нашего учреждения (на земельном участке, находящемся у учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования) имеется ряд неоприходованных объектов: асфальтированные подъездные пути, пешеходные дорожки, мощенные плиткой, клумба на бетонном основании, площадка для мусорных контейнеров, декоративные ограждения газона; памятник ветеранам ВОВ (не исторический объект), ограждение территории (металлическое основание с сеткой-рабицей) с воротами, деревянные заборчики и др. Часть вышеперечисленных объектов появилась в результате выполняемых работ и не была своевременно оприходована, а часть существовала изначально при сдаче здания в эксплуатацию, но не была передана заказчику отдельным перечнем, возможно, включена в общие расходы по строительству здания.

Для приведения в соответствие фактического наличия и учетных данных по объектам ОС учреждение в настоящее время проводит подготовительную работу по паспортизации и оценке неоприходованных объектов. Просим разъяснить, данные объекты нужно ставить на учет отдельно либо их можно принять к учету как один объект ОС «Благоустройство территории» и какими бухгалтерскими проводками провести операции по оприходованию?

По мнению Минфина (Письмо от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35), определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем можно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. К ним относят, например, устройство дорожек, скамеек, клумб, газонов, асфальтированных дорожек и площадок и т. д.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение (в том числе ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее), являются самостоятельными объектами.

Вместе с тем на основании п. 45 Инструкции № 157н[1] инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей: ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако эти постройки и сооружения учитываются как самостоятельные инвентарные объекты, если они:

  1. обеспечивают функционирование двух и более зданий;
  2. имеют разные сроки полезного использования.

По нашему мнению, в данном случае речь идет об объектах учета с разными сроками полезного использования (асфальтированные подъездные пути, пешеходные дорожки, мощенные плиткой; клумба на бетонном основании, площадка для мусорных контейнеров, памятник ветеранам ВОВ (не исторический объект), ограждение территории (металлическое основание с сеткой-рабицей) с воротами и т. д.). Следовательно, и учитывать их нужно как отдельные объекты.

В составе основных средств на счете 0 101 03 000 «Сооружения» могут быть учтены следующие объекты благоустройства территории: асфальтированные дорожки, пешеходные дорожки, мощенные плиткой, клумба на бетонном основании, площадка для мусорных контейнеров (коды ОКОФ 12 0001010, 12 0001090), ограждения (коды ОКОФ 12 3697050, 12 4540031). Это следует из п. 7 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденных Приказом Росстата от 26.12.2011 № 506.

Объекты, которые невозможно отнести к какой-либо группе (например, памятник ветеранам ВОВ (не исторический объект)), могут учитываться как прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках (код ОКОФ 19 0009000).

Такие объекты, как декоративные ограждения газона или деревянные заборчики, целесообразно все же учитывать на забалансовом счете 21, если их стоимость не превышает 3 000 руб.

При постановке на учет того или иного объекта следует руководствоваться п. 38 Инструкции № 157н, то есть отражать в качестве объектов основных средств любые материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации.

Напомним, сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности учреждения (в запланированных целях). Он определяется в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н:

1) на основании Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» и ОКОФ;

2) при отсутствии информации в законодательстве – исходя из рекомендаций производителя (технических документов);

3) в случаях отсутствия информации и в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

Так, в случае, когда невозможно определить срок полезного использования в соответствии с законодательством (например, объект отнесен к коду ОКОФ 19 0009000), срок определяется комиссией по принятию и выбытию активов с учетом рекомендаций производителя (технической документацией) или исходя из ожидаемого физического износа объекта, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта и прочих факторов.

Таким образом, мы выяснили, что каждый из перечисленных объектов необходимо учитывать как отдельный объект. Что касается постановки их на учет, отметим следующее. Для начала необходимо провести инвентаризацию, по результатам которой принять к учету выявленные излишки имущества. В соответствии с п. 9 Инструкции № 183н[2] оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 0 101 00 000 «Основные средства» (по соответствующим счетам аналитического учета)

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Аналогично принимаются к учету излишки материальных запасов, выявленных при инвентаризации (на основании Акта о приемке материалов (ф. 0315004) (п. 34 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим счетам аналитического учета)

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ при исчислении налога на прибыль стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, относится к внереализационным доходам. Что касается признания расходов, согласно пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства, другие аналогичные объекты, относящиеся в целях налогового учета к амортизируемому имуществу, не подлежат амортизации. Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, следовательно, не соответствуют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ. Аналогичное мнение содержится также в Письме Минфина РФ от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.


 
« Пред.   След. »