Главная arrow Аудит-Статьи arrow Если ДТП произошло по вине работника
Если ДТП произошло по вине работника

В зависимости от условий договора КАСКО фирма может получить полное либо частичное страховое возмещение. Его сумму признают внереализационным доходом, который включают в расчет базы по налогу на прибыль.

Возможна ситуация, когда автомобиль компании попал в аварию по вине ее водителя-работника и не подлежит восстановлению. При этом, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ, фирма ежегодно страхует риск своей гражданской ответственности (ОСАГО) . А также она дополнительно заключает договор добровольного страхования имущества — покупает полис КАСКО (тем самым дополнительно страхует машину от угона, ущерба и повреждения). Закономерно возникают следующие вопросы. Как в такой ситуации отражать в налоговом учете сумму возмещения, полученную от страховой компании по договорам ОСАГО и КАСКО? Возможно ли учесть в расходах, принимаемых для целей расчета налога на прибыль, стоимость утраченного имущества? В случае передачи страховой компании годных остатков считать ли это реализацией? Рассмотрим в статье.

Направляем документы страховщику

Если автомобиль не подлежит дальнейшему восстановлению и ремонту, то для компенсации ущерба фирма должна в течение 15 дней известить свою страховую компанию (или компании, когда договоры ОСАГО и КАСКО заключены с разными страховыми организациями) о наступлении страхового случая. Невозможность дальнейшего использования основного средства должна быть подтверждена справкой о ДТП, выданной в ГИБДД. Оформленные документы можно направить заказным письмом или отдать страховщику лично. Кроме того, мы рекомендуем по согласованию со страховой компанией вызвать независимого оценщика для получения справки об ущербе и стоимости годных остатков. (Подробнее о порядке взаимодействия фирмы и страховщика см. схему)

Отражаем страховое возмещение

В зависимости от условий договора КАСКО фирма может получить либо полное страховое возмещение с передачей годных остатков в собственность страховщика по нулевой стоимости, либо частичное возмещение за вычетом стоимости годных остатков. Сумму возмещения, в соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ, признают внереализационным доходом, который включают в расчет базы по налогу на прибыль. Такой же позиции придерживается и Минфин РФ в своем письме от 02 апреля 2010 года № 03-03-06/1/228Как указано в статье 271 Налогового кодекса, датой получения внереализационных доходов в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является момент подписания акта о страховом случае с расчетом страховой суммы.

Отражаем выбытие имущества

При выбытии поврежденного автомобиля его необходимо снять с регистрации в ГИБДД, списать с учета и утилизировать. Как разъяснил Минфин РФ в своем письме от 29 марта 2007 года № 03-03-06/1/185 в налоговом учете стоимость утраченного имущества, по которому произведена страховая выплата, списывают в состав внереализационных расходов. Машину списывают с учета на основании Акта о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а). Этот документ составляют в двух экземплярах. Его подписывают члены комиссии, назначенной руководителем компании. Затем директор утверждает данный акт, а бухгалтерия ставит отметку о выбытии объекта основных средств (ОС) в инвентарной карточке, оформленной на автомобиль (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

Учет пригодных деталей

Если после ликвидации основного средства остались какие-либо запчасти или детали, пригодные для использования в дальнейшем, их принятие к учету оформляют приходным ордером (форма № М-4). Этот документ в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад составляет материаль­но ответственное лицо.

Доходы фирмы в виде стои­мости материально-производст­венных запасов, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, признают внереализационными независимо от использования или неиспользования активов в производстве (реализации или для управления организацией). Дальнейшая передача этих годных остатков страховой компании считается реализацией. Их стоимость компания согласовывает со стра­ховщиком на основании акта независимого оценщика и на основании решения о возмещении, полученном от страховщика.

Для утилизации непригодных запчастей нередко нанимают специализированную компанию. Затраты на ее услуги Налоговый кодекс также позволяет учесть в составе внереализационных расходов. Что касается периода отражения, то как пояснил Минфин РФ в письме от 21 октября 2008 года № 03-03-06/1/592, он устанавливается по дате подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.

Кто ответит за убытки?

Привлечь к материальной ответственности водителя, ви­нов­ного в ДТП, можно только при соблюдении нескольких условий. Во-первых, с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности или условие о такой ответственности должно быть прописано в трудовом договоре (специальном приложении к нему — письменном соглашении). Во-вторых, должна быть установлена вина водителя. То есть должно быть доказано, что ДТП произошло в результате его противоправного виновного действия либо бездействия.

Если в документах не была оговорена материальная ответственность работника или же вина водителя не доказана, то ни о каком возмещении материального ущерба говорить не приходится. Более того, если в такой ситуации фирма потребует возмещения, то она сама будет виновата в нарушении трудового законодательства. Отметим, что материальная ответственность имеет ряд отличительных свойств, которые нужно знать. Приведем наиболее важные из них:

  • водитель-работник будет нести ответственность исключительно за тот ущерб, который он реально причинил транспорту, принадлежащему компании, то есть за прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса);
  • денежные суммы взыскивают из зарплаты водителя.

При этом если фирма получает полное страховое возмещение, то привлечь к материальной ответственности сотрудника нельзя, нужно применять административные меры.


 
« Пред.   След. »