Главная arrow Аудит-Статьи arrow Новые стандарты бухучета в госсекторе
Новые стандарты бухучета в госсекторе

На сайте Минфина России размещены проекты федеральных стандартов бухучета в секторе госуправления. Они разработаны на основе методологии международных стандартов финансовой отчетности.

Ситуацию анализирует Наталия Михайловна Гусева, главный бухгалтер Росфиннадзора.

Опубликованные стандарты

Проекты пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления прошли общественное обсуждение и публикацию на официальном сайте Минфина России.

Перечислим их:

– «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»;

– «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

– «Основные средства»;

– «Аренда»;

– «Обесценение активов».

Ожидается, что данные проекты будут приняты в рамках соответствующих инициатив главного финансового ведомства после введения в действие Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

При их разработке в качестве методологической основы были выбраны международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе.

Основа для разработки

Закон № 402-ФЗ устанавливает для всех экономических субъектов, поименованных в статье 2, единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом один из принципов регулирования бухучета, установленный Законом № 402-ФЗ, – применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых. Данный принцип для организаций сектора госуправления целесообразно внедрять по аналогии с коммерческим сектором.

В соответствии с Законом № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухучета, в том числе в секторе государственного управления, относятся:

– стандарты, обязательные для применения (федеральные и отраслевые);

– рекомендации в области бухучета, применяемые на добровольной основе;

– стандарты экономического субъекта, создаваемые им для упорядочения организации и ведения бухучета.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают порядок применения метода бухгалтерского учета: признаки объектов бухучета, порядок их классификации, условия принятия к учету, допустимые способы денежного измерения, требования к учетной политике (инвентаризации, документации), план счетов бухучета и порядок его применения, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, условия, при которых отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Специальные требования для субъектов сектора госуправления устанавливают также федеральные стандарты (перечень вводимых в нашей стране МСФО утвержден приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н).

Структура стандартов

Проанализируем проекты федеральных стандартов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления» и «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». При их разработке руководствовались международными стандартами финотчетности общественного сектора (МСФО ОС), выпускаемыми Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора Международной федерации бухгалтеров. МСФО ОС подлежат применению при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения и не применяются при формировании бухотчетности специального назначения.

Системы дополняют друг друга

В настоящее время субъекты сектора госуправления ведут учет в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, от 6 декабря 2010 г. № 162н, от 16 декабря 2010 г. № 174н, от 23 декабря 2010 г. № 183н, а также формируют бухгалтерскую (бюджетную) отчетность согласно инструкциям, которые утверждены приказами Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, от 25 марта 2011 г. № 33н.

Данные документы основаны на методологии системы статистики государственных финансов Международного валютного фонда 2001 года (СГФ).

Система статистики госфинансов предназначена для формирования статистических данных, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления. Понимание такой информации требует специальных знаний, ее восприятие широкой общественностью затруднено.

Кроме того, СГФ – система статистической отчетности, которая по многим важным аспектам отличается от системы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Одна система не может полностью заменить другую, но они могут дополнять друг друга и использоваться для принятия решений заинтересованными пользователями. Поэтому представляется целесообразным формирование субъектами сектора госуправления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности специального назначения вместе с формами отчетности, составленной по правилам МСФО ОС.

Принцип построения стандартов

По своей структуре проекты федеральных стандартов построены по аналогии с международными стандартами финотчетности в общественном секторе: общие положения, включая цели и качественные характеристики информации, определения, общие требования, вступление в силу, переходные положения.

Цели разработки приведенных федеральных стандартов и МСФО ОС аналогичны. Так, цель стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления» – изложение в едином документе концепции подготовки и представления финансовой отчетности субъектами общественного сектора.

А для стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» цель заключается в установлении методических основ формирования субъектами сектора госуправления индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, требований к публично раскрываемым показателям, публикация которых является обязательной.

Требования к информации, содержащейся в таких показателях отчетности, идентичны ее качественным характеристикам, содержащимся в МСФО ОС. А именно: уместность, существенность, достоверное представление, сопоставимость, верификация (возможность проверки или подтверждения), своевременность, понятность.

В соответствии с МСФО ОС элементами бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора госуправления являются активы, обязательства, чистые активы, характеризующие финансовое положение результаты деятельности.

Единая терминология

Проекты федеральных стандартов используют понятия, идентичные глоссарию, который содержит определения всех терминов, используемых в международных стандартах финансовой отчетности общественного сектора. Наличие терминов и определений в каждом федеральном стандарте удобно для пользователей, так как дает возможность иметь единое понимание терминологии. Кроме того, появление в федеральных стандартах глоссариев устраняет в действующей нормативной правовой базе, регулирующей бухучет в секторе госуправления, отсутствие определений таких важных для учета методом начисления понятий, как активы, обязательства, доходы, расходы, чистые активы.

Активы и обязательства

По МСФО ОС применяется способ классификации активов и обязательств, в основу которого положен признак длительности (сроков) использования активов, погашения обязательств.

Активы – это ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможность полезного использования.

Обязательства – текущая задолженность организации, являющаяся результатом прошлых событий, погашение которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или возможность полезного использования.

В проектах федеральных стандартов бухучета в секторе госуправления применяется такой же подход, что и определено в терминологии. Так, активы – ресурсы, контролируемые субъектом сектора государственного управления в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала.

Обязательства – существующая задолженность субъекта, возникшая в результате прошлых событий, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов субъекта, заключающих в себе экономические выгоды или полезный потенциал.

При этом применяемый в МСФО ОС признак длительности использования объектов активов и сроков погашения обязательств определяет необходимость проведения их реклассификации при переходе к применению новых федеральных стандартов.

Доходы и расходы

Международные стандарты финотчетности определяют:

– доходы как валовые поступления субъекту полезного потенциала или экономических выгод за отчетный период, которые приводят к увеличению чистых активов субъекта, за исключением увеличения, связанного с закреплением имущества учредителем;

– расходы как уменьшение экономических выгод или возможности полезного использования в течение отчетного периода в форме выбытия, или потребления активов, или возникновения обязательств, ведущее к уменьшению чистых активов/капитала, которое не связано с выплатами в пользу собственников.

Согласно рассматриваемым федеральным проектам:

– доходы – это валовые поступления экономических выгод или полезного потенциала за отчетный период, которые приводят к увеличению чистых активов, за исключением увеличения, связанного с вложениями учредителя;

– расходы – это сокращение экономических выгод или полезного потенциала субъекта за отчетный период в виде оттока или потребления активов или возникновения обязательств, которое приводит к уменьшению чистых активов, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества учредителем.

Чистые активы

Согласно и МСФО ОС, и проектам федеральных стандартов, по показателям статей баланса определяется величина чистых активов или капитала субъекта сектора государственного управления, соответственно используется и понятийный аппарат.

Чистые активы (капитал) – остающаяся доля в активах организации после вычета всех ее обязательств.

Чистые активы субъекта сектора госуправления – это разница между его активами и обязательствами на определенную дату.

Показатель «чистые активы» может быть как положительным (превышение активов над обязательствами), так и отрицательным (превышение обязательств над активами).

Планируемый срок применения стандартов

Итак, в заключение о сроках введения в действие планируемых новаций. Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления» запланирован к применению при ведении бухучета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, охватывающей период с 1 января года, следующего за годом утверждения данного стандарта нормативным правовым актом Минфина России, либо в иной срок, установленный этим актом.

Что касается стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», планируется, что его начнут применять при публичном представлении показателей отчетности за период, начинающийся с 1 января 2014 года или позднее (более ранние даты применения стандартов допускаются по решению субъекта отчетности сектора государственного управления).


 
« Пред.   След. »