Главная arrow Аудит-Статьи arrow Изменение законодательства для бухгалтера от 15.11.2012
Изменение законодательства для бухгалтера от 15.11.2012

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Если к моменту составления корректировочного счета-фактуры реквизиты сторон изменились, то в нем указываются сведения, действительные на этот момент, а прежние отражаются как дополнительная информация

2. Разъяснен порядок налогового контроля соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным ценам

3. ФНС России утвердила обновленные формы документов для применения УСН

4. Привлечь к административной ответственности за использование бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, нельзя

5. Предприниматель, применяющий ЕНВД, перечисляет НДФЛ с доходов физлиц, не являющихся его работниками, в бюджет по месту своего жительства

 

Комментарии

1. Каков порядок определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого была применена амортизационная премия, если оно реализовано до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию?

2. Вправе ли налогоплательщик применять общий режим налогообложения, если уведомление об отказе от УСН представлено в инспекцию с нарушением установленного срока?  

 

 

Новости

 

1. Если к моменту составления корректировочного счета-фактуры реквизиты сторон изменились, то в нем указываются сведения, действительные нажние отражаются как дополнительная информация

Письмо Минфина России от 04.09.2012 N 03-07-08/264 

Минфин России разъяснил, что в корректировочном счете-фактуре, который выставляется в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), реквизиты продавца и покупателя должны указываться в соответствии с данными сторон, действительными на момент оформления такого счета-фактуры.

Финансовое ведомство также отметило, что согласно ст. 169 НК РФ отражать в счетах-фактурах дополнительную информацию не запрещено. Такой информацией являются прежние реквизиты сторон, указанные в счете-фактуре, который был выставлен при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если в период между датами составления первоначального и корректировочного счетов-фактур эти данные изменились.

 

2. Разъяснен порядок налогового контроля соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным ценам

Письма Минфина России от 18.10.2012  Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации")'href="http://www.consultant.ru/document/cons_s_7AB2D54092AFEE9EA037F8FFA83403081D136336C7AE65BE1EDA39AB9C01B182/">N 03-01-18/8-145, от 26.10.2012 N 03-01-18/8-149  

Минфин России разъяснил порядок применения налоговыми органами отдельных положений разд. V.1 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля. В частности, финансовое ведомство отметило следующее.

Устанавливая цены в сделках между собой, взаимозависимые лица должны руководствоваться принципом "вытянутой руки". Согласно этому принципу в указанных сделках могут быть предусмотрены коммерческие и финансовые условия, в частности цены, отличные от рыночных. Однако для целей налогообложения используются рыночные условия сопоставимых сделок, то есть те, которые применяются в случае независимости участников сделки.

Исходя из совокупности норм Налогового кодекса РФ сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на контролируемые и иные.

О совершении контролируемых сделок налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы. Кроме того, участники сделок должны представлять документацию при проведении центральным аппаратом ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов по таким сделкам. Особо следует отметить, что контроль соответствия цен, примененных в этих сделках, рыночным ценам не может быть предметом камеральных и выездных проверок.

Минфин России указал, что в отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами действует следующий порядок контроля применяемых цен. В ходе работы инспекция может выявить сделки, которые отвечают критериям контролируемых, но по которым в поданном уведомлении отражены недостоверные сведения, а также сделки, по предварительной оценке относящиеся к контролируемым. В этом случае территориальный налоговый орган направляет в центральный аппарат ФНС России информационное письмо, в котором приводятся факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Данная информация может быть основанием для повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Положения ст. 105.3 НК РФ о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами должны учитываться также при определении базы по отдельным налогам. Речь идет, в частности, о таких сделках, как реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям или на безвозмездной основе, передача товаров при оплате труда в натуральной форме, а также передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного обязательства. В данном случае контроль соответствия примененных цен рыночным ценам может быть предметом камеральных и выездных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки налоговый орган вправе применить метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод и иные методы, установленные гл. 14.3 НК РФ, даже если сделка не соответствует признакам контролируемой.

Если налогоплательщики искусственно создают условия для того, чтобы сделка не отвечала критериям признания контролируемой, то, по мнению Минфина России, налоговый орган может установить в отношении такой сделки фактическую взаимозависимость лиц или признать ее контролируемой. Финансовое ведомство исходит из того, что в судебном порядке лица могут быть признаны взаимозависимыми по иным, не указанным в Налоговом кодексе РФ основаниям, а сделка может быть признана контролируемой по заявлению налогового органа (п. 7 ст. 105.1 и п. 10 ст. 105.14 НК РФ соответственно).

В иных случаях, если инспекция установит факт уклонения от налогообложения в результате применения в сделках нерыночных цен, она вправе будет доказывать в рамках выездных и камеральных проверок получение лицом необоснованной налоговой выгоды.

 

3. ФНС России утвердила обновленные формы документов для применения УСН

Приказ ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ 

В Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ внесены изменения, касающиеся применения УСН (подробнее об этом см. в выпуске обзора от 04.07.2012). В связи с этим Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ (далее - Приказ) утверждены обновленные формы документов, используемых при применении указанного спецрежима.

Рассмотрим изменения, наиболее важные для налогоплательщиков.

Прежде всего следует отметить, что теперь для перехода на УСН организации и индивидуальные предприниматели должны подавать не заявление, а уведомление по форме N 26.2-1 (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В форму документа, направляемого в инспекцию, Приказом также внесены соответствующие изменения.

Теперь в уведомлении о переходе на УСН не нужно указывать среднюю численность работников за девять месяцев года, в котором оно подается. Отражение таких сведений было предусмотрено ранее действующей формой заявления о переходе на данный спецрежим. При этом в Письме от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248 Минфин России отмечал, что на момент заполнения заявления установленная норма численности может быть превышена, однако до 1 января года, в котором планируется применение УСН, налогоплательщик должен привести эту величину в соответствие с требованиями.

Кроме того, в уведомлении о переходе на УСН необходимо указывать остаточную стоимость только основных средств, а не всего амортизируемого имущества. Это связано с изменением формулировки одной из норм, регулирующих применение УСН. Теперь при расчете лимита в 100 млн руб., ранее установленного для амортизируемого имущества в целом, остаточная стоимость нематериальных активов не учитывается (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

С 1 января 2013 г. взамен сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на УСН вводится форма N 26.2-5 "Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН". Это также обусловлено изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ. С 2013 г. в силу вступит следующее ограничение: если налогоплательщик не представит уведомление о переходе на УСН в установленные сроки, то применять данный спецрежим он будет не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При нарушении налогоплательщиком сроков подачи уведомления инспекция будет направлять ему указанное сообщение.

Согласно п. 8 ст. 346.13 НК РФ применяющий УСН налогоплательщик с 2013 г. будет обязан уведомлять инспекцию о прекращении деятельности, которая облагалась налогами в рамках данного спецрежима. Ранее Минфин России разъяснял, что под прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, следует понимать прекращение всех облагаемых в рамках указанного спецрежима видов деятельности (Письмо от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123). В связи с этой поправкой к Налоговому кодексу РФ ФНС России утвердила рекомендуемую форму N 26.2-8 "Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН". Приэтом налоговое законодательство не предусматривает утверждение контролирующими органами обязательной формы такого документа. Следовательно, налогоплательщик может направлять в инспекцию соответствующее уведомление в произвольной форме.

Необходимо отметить, что из всех форм документов, направляемых инспекцией налогоплательщику, удалено поле, в котором предприниматель, руководитель организации или их представители расписывались в получении документа. Напомним, что это поле заполнялось только в случае, если налогоплательщик получал документ лично. Однако необходимость проставления подписи и даты на втором экземпляре уведомления или сообщения при личном получении предусмотрена п. 2.2.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@). Таким образом, фактически порядок не изменяется.

Помимо указанных изменений в формы документов, касающихся применения УСН, внесены незначительные правки технического характера.

Обращаем внимание, что п. 1.1 Приказа, устанавливающий рекомендуемую форму уведомления о переходе на УСН, вступил в силу со 2 ноября 2012 г. Остальные положения будут введены в действие с 1 января 2013 г. В эти же сроки утрачивают силу соответствующие нормы действующего в настоящее время Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@.

 

4. Привлечь к административной ответственности за использование бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, нельзя

Письмо ФНС России от 16.10.2012 N АС-4-2/17492 

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе не использовать ККТ, если выдают соответствующие бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"). Порядок оформления таких бланков, их учета, хранения и уничтожения установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). В частности, согласно п. п. 3 и 4 данного Положения такие документы должны быть изготовлены типографским способом или сформированы с помощью автоматизированных систем, также в них должны быть указаны обязательные реквизиты.

Однако ФНС России считает, что за использование бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, привлечь к административной ответственности нельзя. Свою точку зрения контролирующий орган аргументировал следующим образом. Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неприменение контрольно-кассовой техники в определенных законом случаях или за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий регистрации и применения. Кроме того, ответственность по данной норме наступает в случае отказа в выдаче по требованию покупателя или клиента документа, подтверждающего прием денежных средств в счет оплаты товара (работ, услуг), если указанный документ должен быть выдан в соответствии с федеральным законом. Таким образом, использование бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2011 N А58-5151/2010 и ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 N А65-8979/2010. На последнее ФНС России ссылается в рассматриваемом Письме.

Следует отметить, что использование бланков строгой отчетности, не соответствующих требованиям, не влечет негативных последствий для продавца (исполнителя услуг) также в сфере налогообложения. Однако обращаем внимание на то, что покупатель (заказчик) не сможет при необходимости учесть в целях исчисления налогов расходы по таким документам, поскольку данные затраты не будут подтверждены надлежащим образом (п. 1 ст. 252 НК РФ).

 

5. Предприниматель, применяющий ЕНВД, перечисляет НДФЛ с доходов физлиц, не являющихся его работниками, в бюджет по месту своего жительства

Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-04-08/8-362 

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в двух инспекциях: по месту жительства и по месту осуществления деятельности, переведенной на уплату ЕНВД. Он арендует у физлиц нежилые помещения, которые использует для ведения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в рамках указанного спецрежима. Как разъяснило финансовое ведомство, в этом случае НДФЛ с доходов арендодателей предприниматель должен перечислять в бюджет по месту своего жительства. В качестве налогового агента предприниматель также представляет в инспекцию по месту жительства сведения о доходах физлиц за истекший налоговый период и о суммах начисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ.

В указанном Письме отмечено, что НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, которые заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД, необходимо перечислять в бюджет по месту учета предпринимателя в качестве плательщика единого налога, то есть по месту осуществления соответствующей деятельности. Напомним, что финансовое ведомство уже неоднократно давало такие разъяснения (см., например, Письма от 28.08.2012 N 03-04-05/8-1007, от 02.11.2011 N 03-04-05/3-839). 

 

 

Комментарии

 

1. Каков порядок определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого была применена амортизационная премия, если оно реализовано до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/527 

Комментарий:

С 2009 г. в случае реализации объектов основных средств, в отношении которых применялась амортизационная премия, в течение пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию введена обязанность восстановления указанной премии и включения ее в доходы (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). С этого времени наиболее обсуждаемым вопросом, касающимся восстановления амортизационной премии, является определение остаточной стоимости такого амортизируемого имущества. В ряде последних разъяснений финансовое ведомство четко изложило свою позицию по данному вопросу: в рассматриваемой ситуации остаточная стоимость основного средства определяется как его первоначальная стоимость за минусом амортизационной премии и суммы начисленной за период эксплуатации амортизации. Такой вывод содержится в Письмах Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/1/425, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/404, от 27.07.2012 N 03-03-06/1/367, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/737.

Однако ранее финансовое ведомство давало противоречивые разъяснения. В частности, высказывалась иная точка зрения: остаточная стоимость объекта основных средств определяется без учета восстановленной амортизационной премии (см. например, Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/493, от 22.06.2011 N 03-03-06/2/102, от 26.03.2009 N 03-03-06/1/188).

Для разрешения противоречия обратимся к нормам Налогового кодекса РФ.

Доходы от реализации амортизируемого имущества уменьшаются на его остаточную стоимость, определенную в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, т.е. как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. Первоначальная стоимость - это сумма расходов налогоплательщика на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основного средства и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Изменение первоначальной стоимости возможно только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов (п. 2 ст. 257 НК РФ). Других оснований для корректировки первоначальной стоимости Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Согласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в расходы не более 10 процентов (не более 30 - в отношении объектов, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Если используется данное право, то после ввода объекта в эксплуатацию он включается в амортизационную группу (подгруппу) по первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Следовательно, данное правило не изменяет величину первоначальной стоимости объекта, а только ограничивает ту часть затрат, которые впоследствии списываются путем начисления амортизации.

Кроме того, амортизационная премия не является амортизационными отчислениями. На это указывает порядок признания указанных затрат. Амортизационная премия признается в качестве косвенных расходов периода, на который приходится дата начала амортизации имущества (абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ), а суммы начисленной амортизации могут учитываться в составе прямых расходов ежемесячно (абз. 1 п. 3 ст. 272, абз. 8 п. 1 ст. 318 НК РФ). Однако ФНС России в  ФНС РФ от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@ "О порядке восстановления амортизационной премии в 2009 году"'href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90626/">Письме от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@ пришла к выводу, что амортизационная премия - это часть амортизационных отчислений.

Таким образом, из приведенных норм следует, что остаточная стоимость реализуемого основного средства определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта (все расходы на приобретение, изготовление, доставку и доведение до состояния, позволяющего использовать объект) и суммой начисленной амортизации (без учета амортизационной премии). Рассчитанная таким способом остаточная стоимость уменьшает выручку от реализации основного средства. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12.10.2012 N А40-45568/12-90-245 признал правомерным увеличение остаточной стоимости основных средств на сумму восстановленной амортизационной премии. Однако последние разъяснения финансового ведомства свидетельствуют о том, что действия в соответствии с представленной выше точкой зрения приведут к спорам с налоговыми органами.

 

2. Вправе ли налогоплательщик применять общий режим налогообложения, если уведомление об отказе от УСН представлено в инспекцию с нарушением установленного срока?  

Название документа:

Письмо ФНС России от 10.10.2012 N ЕД-4-3/17109@ 

Комментарий:

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года. Для этого необходимо представить в инспекцию соответствующее уведомление и сделать это не позднее 15 января года, в котором предполагается отказ от УСН (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Правомерно ли применение общего режима налогообложения, если уведомление представлено с нарушением установленного срока или вовсе не подано в инспекцию?

В комментируемом Письме ФНС России разъяснила, что налогоплательщик, не известивший инспекцию об отказе от УСН в предписанный срок, не вправе применять общий (или любой другой) режим налогообложения до окончания налогового периода. Данный вывод обоснован необходимостью строгого соблюдения требований п. 6 ст. 346.13 НК РФ, несмотря на уведомительный характер предусмотренной Кодексом процедуры. Аналогичная точка зрения уже высказывалась ФНС России в Письме от 19.07.2011 N ЕД-4-3/11587 и УФНС России по г. Москве в  УФНС России по г. Москве от 08.11.2011 N 16-15/107611@ <О нарушении срока подачи уведомления об отказе от УСН>"href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_MLAW_135068/">Письме от 08.11.2011 N 16-15/107611@. Есть примеры судебных решений, соответствующие данной позиции. См. Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 N А82-4483/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2009 N А03-3115/2009, ФАС Уральского округа от 06.03.2009 N А71-4559/2008А31.

Однако следует отметить, что к ответу на поставленный вопрос возможен и иной подход. Он сформировался в судебной практике. Поскольку отказ от УСН носит уведомительный характер и принятие инспекцией какого-либо решения по итогам рассмотрения поданного заявления налоговым законодательством не предусмотрено, нарушение процедуры отказа не влияет на правомерность применения общего режима налогообложения. При этом важно, чтобы с начала календарного года налоговый учет фактически осуществлялся в соответствии с общим режимом налогообложения (см. Постановления ФАС Уральского округа от 09.10.2012 N А07-21078/2011, от 09.08.2012 N А07-21035/2011 (Определением ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11966/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 20.11.2006 N А76-51479/05, ФАС Центрального округа от 22.09.2010 N А48-673/2010).

Вторая из рассмотренных точек зрения допускает применение общего режима налогообложения, несмотря на нарушение порядка отказа от УСН. Однако в этом случае неизбежны споры с контролирующими органами, и свои права налогоплательщику, возможно, предстоит отстаивать в судебном порядке.


 
« Пред.   След. »