Главная arrow Аудит-Статьи arrow Электронные деньги: особенности использования и учёта
Электронные деньги: особенности использования и учёта

В наш век повсеместного доступа во всемирную глобальную сеть сложно представить себе динамично развивающуюся компанию, которая бы не стремилась воспользоваться предлагаемыми возможностями рынка высоких технологий, а заодно и привлечь дополнительных клиентов. Ведь не секрет что удобный способ заказа товара или получение услуг, а также, что немаловажно, возможность оплатить их с наименьшими потерями времени, способно в немалой степени повысить конкурентоспособность. Отсюда повсеместное применение различных онлайновых платежных систем.

Для начала давайте разберемся, что же такое электронные деньги. Данное понятие предполагает безналичную систему расчётов, но в отличие от платежей, которые проводятся между банковскими счетами, данные деньги имеют лишь условную привязку к какой-либо валюте, реализованную скорее для удобства пользователя, а также могут обращаться лишь в рамках одной платежной системы. Среди последних можно выделить самые популярные: WebMoney, Яндекс.Деньги, RuPay, Rapida, E-Gold, CyberPlat и E-port, Кредит-Пилот. Любой электронный рубль в рамках одной из этих систем – это своего рода обязательство её оператора на сумму, равную 1 реальному российскому рублю. Соответственно компания, предоставляющая возможность своим клиентам оплачивать её товары или услуги электронными деньгами, может получить их реальный эквивалент, только при условии вывода той или иной суммы из платёжной системы.

Обращение в нашей стране электронных денег регулирует Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Согласно его положениям, осуществление расчётов электронными деньгами, требует заключения соглашения с оператором ЭПС (п. 1 ст. 4  и п.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Фирма-клиент проходит регистрацию на сайте, заводит электронный кошелек, на который и получает в последствие плату от своих покупателей и заказчиков.

Все юридические лица или предприниматели обязаны при использовании электронных средств платежей пройти идентификацию. Таково требование пункта 7 статьи 10 Закона № 161-ФЗ, и направлено оно на исполнение другого федерального закона - от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Налоговое законодательство также требует жесткой персонификации электронных счетов, принадлежащих юрлицам. Так, статья 86 Налогового кодекса обязывает банки запрашивать у организаций свидетельства о присвоении ИНН при предоставлении им доступа к электронным средствам платежей. Кроме того, также как и в случае с традиционными расчётными счетами, банки должны в течение трех дней оповещать ИФНС о факте предоставления или прекращения права организации использовать корпоративные электронные средства. Уведомить налоговиков об этом обязана и сама компания (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В отношении физических лиц общее требование идентификации в электронной платёжной системе отсутствует. Это может понадобиться лишь при переводах крупных сумм.

Ограничения

При использовании фирмой или предпринимателем в их деятельности платёжных систем есть ряд ограничений. Так, пополняются электронные кошельки исключительно с расчётного счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Расчёт между двумя компаниями электронными деньгами невозможен, в сделке обязательно должно участвовать физическое лицо (п. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). На счёт компании нельзя перевести сумму, превышающую 15 тысяч рублей, а общий остаток электронных средств не может быть больше 100 тысяч рублей либо эквивалентной суммы в валюте. Суммы превышения автоматически переводятся оператором на банковский счёт компании (п. 23 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Имейте также ввиду, что оператор самолично имеет право приостановить или вовсе прекратить пользование электронным кошельком в случае нарушения договора (п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Об этом он обязан уведомить своего клиента.

Немного бухучёта

Чётких принципов отражения в учёте электронных денег в Законе № 161-ФЗ нет. Однако исходя из предпосылки, что электронный рубль является эквивалентом реальной валютной единицы, для его отражения можно использовать счет 55 «Специальные счета в банках», открыв по нему соответствующие субсчета. Таким образом фирма, ведущая полноценный бухгалтерский учет операции с электронными деньгами будет отражать аналогично поступлениям и списанием денег со счетов 51 «Расчетный счет» и 50 «Касса».

Например:

Дебет 55 - Кредит 62 - получена сумма в электронных деньгах в качестве оплаты от покупателя за товары, работы или услуги;

Дебет 51 - Кредит 55 - денежные средства переведены из ЭПС на расчетный счет;

Дебет 76 - Кредит 55 - списана оплата услуг ЭПС за вывод средств на расчетный счет.

Последняя проводка также пригодится и тем, кто оплачивает, например, работу удаленных сотрудников или исполнителей физических лиц, с которыми фирма или ИП заключил договор гражданско-правового характера. Таким образом, юрлицо или ИП могут не только получать деньги на электронный кошелек, но и расплачиваться ими по своим обязательствам.

Налоговый учёт электронных операций

Налоговый учёт доходов (или расходов) выраженных в электронных деньгах, фактически ничем не отличатся от учёта традиционных платёжных средств. Это следует также из закона № 161-ФЗ. Например, авансы, полученные электронными рублями, требуют начисления НДС в общей системе налогообложения. Для фирмы или предпринимателя на УСН, которые, как известно, применяют кассовый метод учёта доходов и расходов, факт перечисления оплаты за электронный кошелек – повод увеличить на соответствующую сумму налоговую базу. Если вы расплачиваетесь электронными деньгами с работниками по трудовому или гражданско-правовому договору, не забудьте, что удержанный НДФЛ должен быть перечислен в бюджет не позднее дня выплаты самой суммы вознаграждения. Правда, сделать это налоговый агент всё же должен с расчётного счёта.

Плата за пользование ЭПС

Разумеется, услуги по предоставлению электронного средства платежа, оператор ЭПС оказывает не бесплатно. В большинстве случаев комиссии удерживаются с плательщика, то есть фирма-продавец получает на свой электронный кошелек полную стоимость товара или услуги. Но все же если подобное удержание ложится на фирму, то она может учесть его в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Объясняется это тем, что исходя из положений Закона 161-ФЗ комиссии, взимаемые оператором за проведение платежей, приравниваются к плате за услуги банка. Комиссия может взиматься и за сам факт обслуживания. В этом случае сумма вознаграждения оператора включается в состав прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Плата за использование электронной платежной системы учитывается и при применении упрощённой системы налогообложения. Это подразумевают подпункты 9 и 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Разумеется, и в случае применения общей системы, и для УСН расходы должны быть подтверждены документально. Для этого вполне подойдут акты выполненных работ, как в традиционном бумажном виде, так и выписанные оператором платёжной системы, заверенные его цифровой подписью, что подтверждают представители Минфина в своем письме 11 января 2011 года № 03-03-06/1/3.


 
« Пред.   След. »